На сайте
Космонавтика, исследование космоса
Любительская астрономия
Планеты и Солнечная система
Солнце

"Первый свет" 220-мм телескопа для Пулково "Первый свет" 220-мм телескопа для Пулково
18.03.2004 20:23 | АиТ, Москва

"Первый свет" увидел новый 22-см телескоп системы Рихтера-Слефогта. На снимке представлен ПЗС-кадр наблюдений стандартной площадки SA_51 ("площадка" - область неба с заранее определенными астрометрическими или фотометрическими стандартами - прим. 'АиТ') с 30-сек экспозицией при близкой, яркой Луне:

С помощью этого телескопа на Крымской станции ГАИШ начались пробные наблюдения геостационарных спутников. На снимке ниже представлен ПЗС-кадр, полученный при обзоре геостационарной орбиты 28 февраля, время экспозиции 20 сек. Два спутника - короткие вертикальные штрихи, а звезды - длинные наклонные штрихи.

Зеркально-линзовый телескоп был изготовлен Геннадием Борисовым (другой его телескоп аналогичной конструкции установлен в подмосковной обсерватории Александра Крылова) по заказу сотрудников Пулковской обсерватории для использования в программе наблюдений спутников и астероидов (проект ИНТАС 2001-0669 "Optical and radar ecological monitoring of near-Earth space environment for the control of technogenic pollution and natural hazard assessment due to asteroids").

Данный короткофокусный инструмент (D=220 F=500) отличается большим полем зрения (до 5 градусов в диаметре), что необходимо для проведения поисковых работ при наблюдениях астероидов, спутников, послесвечения гамма-всплесков.

Первый свет телескоп увидел с помощью ПЗС-матрицы ST-7, любезно предоставленной научным сотрудником КрАО Василием Румянцевым. На фотографии выше показано рабочее положение 22-см телескопа на трубе 40 см астрографа (сам астрограф используется для наблюдений только летом).

А вот еще один тест-кадр:

Снимок туманности "Конская голова" с 300-сек
экспозицией. При этом звезды, зарегистрированные
с  минимально возможным отношением сигнал/шум, имеют в каталоге USNO A2.0 блеск 18.7-19 звездной величины в R фильтре.
    Для сравнения снимок из Паломарского Обзора Неба DSS-1 (Digital Sky Survey, 1-m Palomar Shmidt, R filter)

После завершения цикла пробных экспериментов, телескоп будет передан в Пулково и установлен на монтировке АПШ-4 в отдельно стоящей башне с куполом. Затем он присоединится к патрульным наблюдениям околоземных космических объектов, которые ведутся в Пулково последние два года с телескопами АКД и АЗТ-320 в рамках вышеупомянутого проекта ИНТАС. Помимо Пулково, в этих исследованиях принимают участие ИПМ им.Келдыша РАН в Москве, где создается центр РАН по сбору и обработке информации о космическом мусоре, КрАО (Научный), Одесская АО (Маяки), ГАО НАНУ (Голосеево), а также к ним эпизодически присоединяется целый ряд других организаций России, ближнего и дальнего зарубежья.

Основная задача проекта - организация оптико-радиолокационной научной сети слежения от Испании до Дальнего Востока для изучения опасных околоземных космических объектов.

Игорь Молотов