На сайте
Космонавтика, исследование космоса
Любительская астрономия
Планеты и Солнечная система
Солнце

Загадочная "сверхновая" в ореоле GRB 030329 Загадочная "сверхновая" в ореоле GRB 030329
26.06.2003 17:23 | С. И. Блинников/ИТЭФ, Москва

На этом рисунке собраны данные по потокам в разных фильтрах от ореола самого близкого из гамма-всплесков с достоверно измеренным расстоянием, а именно GRB 030329. Цвета крестиков соответствуют фильтрам - голубой B (Blue), зеленый - V, красный - R (Red), розовый - CCDR. Интервалы ошибок тоже показаны (при хорошей точности эти интервалы малы и почти незаметны на графике). Данные взяты в основном с сайта GCN (GRB Coordinates Network) . Аналогичные подборки можно посмотреть здесь.

Самое интересное - это желтые звездочки. Они соответствуют потокам в фильтре V от "сверхновой" SN 2003dh. Здесь мы рассмотрим, почему я беру слово "сверхновая" в кавычки, и подробно обсудим последние результаты.

Несколько дней назад АНКа 21 июня 2003 обсуждала кривую блеска ореола гамма-всплеска GRB 021211. В те же дни появился свежий номер журнала Nature с тремя оригинальными статьями, и с одной обзорной, посвященными GRB 030329. Самая большая статья Jens Hjorth et al. Nature 423, 847 - 850 (19 June 2003) называется A very energetic supernova associated with the gamma-ray burst of 29 March 2003 . На следующий день эта статья была выставлена в архиве е-принтов astro-ph/0306347 и уже кратко обсуждалась в обзорах С.Попова и М.Прохорова. По данным Hjorth et al. Nature 19.06.03 и нанесены желтые зведочки на графике, а также и соответствующие им большие зеленые крестики на те же моменты времени для полного потока.

Уже тут и проявляется загадочность: все зеленые крестики в районе максимума сверхновой ложатся на прямую, т.е. закон падения блеска ореола имеет обычный степенной вид. А ожидалось, по сопоставлению с более близкой "гиперновой" SN 1998bw совсем другое, см. здесь (правда, в полосе R, а не V). Падение потока должно заметно замедлиться, если не смениться ростом. Сравните также с кривой GRB 021211 . Попробуем поверить, что желтые звездочки отражают свечение именно сверхновой. Тогда надо принять, что свечение ударной волны файерболла, а вернее струи - джета, выброшенного гамма-всплеском в межзвездную среду, которое и дает степенной закон падения, откуда-то "узнало" о росте блеска сверхновой (далеко позади этой ударной волны). Ведь излучение ударного фронта убывало по непонятной причине как раз настолько, чтобы компенсировать рост блеска сверхновой, а потом вернулось на прежний закон, когда "сверхновая" ослабела.

Здесь на рисунке из статьи Hjorth et al. Nature 19.06.03 сопоставлены (a) кривые блеска и (b) скорости на фотосфере SN 2003dh and SN 1998bw. На рис.a темные кружки - это звездные величины в полосе V для SN 2003dh (то, что на верхней картинке обозначено желтыми зведочками). На этом рисунке уже принята линейная шкала времени в системе покоя, а за нуль принято начало GRB 030329. Сплошная кривая - блеск SN 1998bw, отнесенной на z = 0.1685 при t=0 на момент GRB 980425. Штриховая кривая - тоже SN 1998bw, но со сдвигом на 7 дней раньше. Штриховая кривая явно согласуется с наблюдениями лучше, чем сплошная. Пунктирная - то же, что сплошная, но эволюция искусственно ускорена, умножением времени на 0.7. Авторам хочется так сделать, чтобы момент взрыва "сверхновой" совпал с GRB 030329, так как если взрыв был на 7 дней раньше, то это убивает модель коллапсара - гиперновой, предложеннную для гамма-всплесков С.Вусли, который является одним из авторов статьи.

Сами авторы статьи предупреждают, что скорости на рис.b очень неопределенны. Как они получены, мы обсудим в следующих АНКах, рассматривая спектры и другие данные о GRB 030329 из разных источников.

Пока скажем только, что факт взрыва сверхновой одновременно с GRB 030329 представляется совсем не таким очевидным, как говорится в пресс-релизе ESO.

Публикации с ключевыми словами: гамма-всплески - Сверхновые - оптические ореолы гамма-всплесков - GRB 030329