На сайте
Планеты и Солнечная система
Солнце

Неяркая материя Неяркая материя
13.02.2003 18:07 | А. В. Селиверстов, А. П. Крашенинников/Phys.Web.Ru

В поисках темной материи Фабрицио Никастро (Fabrizio Nicastro) из Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра (Harvard-Smithsonian Center for Astrophysics, США) и группа исследователей из Университета Огайо (Ohio State University, США) и обсерватории Монтепорцио (Observatorio Astronomico di Monteporzio, Италия) натолкнулись на до сих пор не наблюдавшиеся газовые облака. Ученые полагают, что именно из этой материи формировались наша Галактика и ее соседи.

Обычная, или барионная материя - в противоположность темной материи - по современным наблюдениям должна составлять около 4% всей массы-энергии Вселенной. Однако сейчас астрономам удается заметить только треть всех барионов. Остальные две трети избегают обнаружения, - например, потому что имеют слишком низкую плотность и слишком высокую температуру. Их наличие, однако, можно определить по линиям характеристического поглощения тяжелых элементов в спектрах квазаров (дальний ультрафиолетовый диапазон).

Никастро и его коллеги использовали данные ряда космических обсерваторий (FUSE, Chandra, XMM-Newton) для анализа спектров поглощения ионов кислорода. Им удалось определить радиальные составляющие скорости облаков ионизированного кислорода относительно Земли по доплеровскому смещению частоты. Этот анализ позволил сделать вывод, что поглощающие облака кислорода с очень высокой радиальной скоростью (более 100 км/с) распространены по всей Местной Группе галактик, которая простирается на 5 миллионов световых лет и включает в себя нашу Галактику, туманность Андромеды и еще около 30 более мелких галактик. По мнению ученых, помимо известного на данный момент галактического гало, вокруг и вне диска галактики существует еще и горячая "галактическая корона" (см. иллюстрацию). Взаимодействие облаков кислорода, с большой скоростью движущихся к поверхности галактического диска, с разогретым до температуры около миллиона градусов и чрезвычайно разреженным веществом короны и позволило отыскать, где же находится то вещество, что так незаметно обеспечивает стабильность Местной Группы галактик.

Таким образом, в Местной Группе было обнаружено порядка 1012 масс Солнца "неучтенной" барионной материи, что примерно соответствует ранее определенному дефициту барионной материи в Локальной Группе.

F Nicastro et al. 2003 Nature 421, 719