На сайте
Планеты и Солнечная система
Солнце

История проясняется История проясняется
20.08.2002 18:43 | М. Е. Прохоров/ГАИШ, Москва

Из школьного курса физики всем известно, что Галилео Галилей открыл, что тяготение одинаково действует на любые тела, бросая с наклонной Пизанской Башни различные предметы. Но когда это было?

До сих пор точная дата этого открытия оставалась неизвестной. Это произошло после того, как Галилей поселился в Пизе (естественно), то есть после 1590 года. Но до того, как еретиком-ученым заинтересовалась инквизиция (из-за его утверждений о том, что Земля вращается вокруг Солнца), то есть до 1632 г. Вот в этом почти полувековом интервале времени и было сделано открытие.

Сохранилось достаточно много рукописей Галилея в которых он "предусмотрительно" не указывал даты. Но не подумайте, что точную дату открытия определили измерив каким-то методом (например, радиоуглеродным) точный возраст чернил или бумаги (к сожалению точность имеющихся у нас методов для этого недостаточна). Выход нашелся, он оказался, на мой взгляд, еще более интересным и детективным.

Исследовав имеющиеся рукописи ученые установили, что за 42 года Галилей использовал 20 различных чернил (методами спектрального анализа). Кроме научных записей ученый вел и расходные книги, в которых, естественно, проставлял даты. Оказалось, что чернила, которыми записано описание экспериментов на Пизанской Башне те же самые, какими делались записи о доходах и расходах в домовой книге в 1604 году. Отсюда следует вывод, что и открытие было сделано тогда же, в 1604 году.

(Заметка написана по материалам журнала Ломоносов.)

Публикации с ключевыми словами: история науки - Галилео Галилей