На этом рисунке представлены карты из четырех знаменитых фотографических атласов XX столетия: а) - грандиозный фотографический атлас Национального Географического Общества - Паломарское Обозрение Неба, который создавался на средства вышеупомянутого общества. Когда в 1930 году появился фотографический телескоп Шмидта, астрономы получили инструмент, позволяющий покрывать значительную площадь на небе, чему способствовало отсутствие комы и других оптических аберраций (заметьте, что звезды изображены в виде точек по всей площади пластинки, а при использовании обычных объективов на края пластинки звезды чаще всего получались в виде "черточек" и "полосок", присутствовали и другие дефекты изображения). Данная фотографическая карта представляет собой отпечаток с пластинки, снятой в красных лучах спектра, изображающей рассеянное звездное скопление Плеяды; карта в синих лучах спектра показывает, что скопление погружено в туманность, которая почти скрывает входящие в него звезды. 1960 г. Национальное Географическое Общество - Паломарское Обозрение Неба. Воспроизведено с разрешения Калифорнийского Института Технических Наук. b) - карта из атласа Франклина - Адамса, состоящего из 206 карт, покрывающих все небо. Как и в Паломарском Обозрении Неба, карты представляют собой фотографические отпечатки в виде негативов, потому что позитивный атлас был бы очень дорогим. c) - Ганс Веренберг из Западной Германии был известным астрофотографом, а также автором многих публикаций по астрономии. Он сделал много качественных небесных фотографий и атласов, один из которых, 450 - страничный "Atlas Stellarum", представлен на этом рисунке одним из его поздних фотографических отпечатков. Наблюдатели астероидов любят наносить орбиты этих небесных тел на фотографический атлас Веренберга, потому что его многочисленные слабые звезды помогают визуально отождествлять эти трудные объекты. Трегезель - Верлаг KG, воспроизведено с разрешения Д-ра Ганса Веренберга. d) - Кристос Папандопулас и Чарльз Сковилл создали состоящий из 456 фотографических карт "Фотографический звездный атлас с реальными визуальными звездными величинами" ("The True Visual Magnitude Photographic Star Atlas"). Они использовали специальный астрофотографический объектив марки Карл Цейс, зеленый фильтр Шотта VG 10 и спектрографические пластинки Kodak 103a-D, эмульсия которых чувствительна к области спектра, видимой человеческим глазом. На рисунке показана одна из карт данного атласа. 1970 год. Пергамон Букс Ltd, воспроизведено с разрешения.

Публикации с ключевыми словами: астрометрия - история астрономии - звездные карты - Созвездия