Современная астрономия и методика ее преподавания
<< Предыдущая |
Объяснения школьникам наблюдаемых астрономических явлений
Соловьева О.В.
Владимирский государственный
педагогический университет,
E-Mail: dekanfmf@vgpu.vladimir.ru
Объяснение наблюдаемых астрономических явлений оказалось достаточно сложным не только для учащихся, но и для людей, окончивших школу и даже ВУЗ. Для проверки этого предположения и определения причин затруднений в объяснении простейших астрономических явлений (смена лунных фаз, изменение положения точек восхода и захода Солнца в течение года, сезонные изменения на Земле) мы провели контрольные работы и опросы учащихся в г. Москве и г. Владимире в 1990 году и повторили контрольные мероприятия через 10 лет в 2000 году. В контрольные работы для учащихся 5-10 классов, среди прочих, были включены интересующие нас вопросы, условно названные "сквозными", то есть вопросы, задаваемые в классах каждой параллели (с 5 класса по 10 класс). Опрос учащихся проводился в конце учебного года.
Анализ результатов проведенного опроса показал, что, как 10 лет назад, так и сейчас, учащиеся при попытке объяснить наблюдаемое недостаточно и неумело привлекают знания, полученные в школе. Чаще учащиеся пользуются обыденными знаниями, то есть знаниями, полученными из своего жизненного опыта и общения со сверстниками и взрослыми людьми. Эти знания часто не точны, отрывочны, а иногда и неверны.
Так, большинство учащихся 3-5 классов видят причину того, что наблюдается "не вся Луна" (имеется в виду неполный диск Луны), в том, что часть лунного диска "закрывают тучи". Небогатый жизненный опыт (чувственный опыт) подсказывает: "Если чего-то не видно, значит оно чем-то закрыто" (выражение взято из личной беседы с учеником 5 класса Колей Н.). Учащиеся 6-7 классов в большинстве случаев дают частично верные ответы, то есть они уверены, что "Солнце по-разному освещает Луну", не раскрывая, что они под этим понимают, или указывают, "Земля движется вокруг Солнца, а Луна - вокруг Земли".
Учащиеся 8-9 классов при объяснении этого явления так же, как правило, опираются на жизненный опыт и используют обыденные знания. В этом возрасте школьники знают, что "тучи Луну не закрывают", но так же как младшие подростки уверены, что "если чего-то не видно, значит оно чем-то закрыто". Однако, школьников достаточно легко заставить задуматься, указав на несоответствие их рассуждений и действительности, задав так называемые встречные вопросы.
Встречные вопросы активизируют детское мышление и дают основу для создания ситуации, в которой понимание сути явления облегчается тем, что ученик "настроен" воспринимать объяснение, точно соответствующее реальности, критически относясь к каждому высказанному положению. Они сами начинают задавать вопросы и не удовлетворяются неполными или неточными ответами.
На вопрос о причине сезонных изменений правильно ответили тоже не все учащиеся. Результаты опроса 10 летней давности представлены ниже. По параллелям распределение правильных ответов таково: в 5 классе, где этот вопрос разбирался в курсе природоведения, количество правильных ответов составляет 45-48%. Интересно, что в 6 классе этот процент снижается, в 7 и 8 классах поднимается до 55-60%, а в 9-10 классах вновь уменьшается. Такие колебания вполне объяснимы.
Вопрос об изменении положений точек восхода и захода у многих школьников вызвал удивление. До 60% опрошенных утверждали: "Солнце всегда восходит на востоке, а заходит на западе". Это связано с тем, что данный вопрос не разбирается ни в одном из школьных учебников. В учебнике "Природоведение 3-5" написано: "Мы говорим, что Солнце восходит на востоке, а заходит на западе. На самом деле Земля вращается с запада на восток и представляет солнечным лучам то одну, то другую сторону". Это единственная фраза, относящаяся к вопросу о восходе и заходе Солнца. Ответ на вопрос о том, где восходит и заходит Солнце считается настолько очевидным, что не подлежит разбору. На наш взгляд этот вопрос имеет мировоззренческое значение и его понимание влияет на формирование представлений об окружающем мире. Поэтому он должен быть изучен с соответствующим вниманием.
Все три вопроса о наблюдаемых явлениях, заданные в конце учебного года в 11 классе, вызвали замешательство учащихся. Анализ ответов одиннадцатиклассников показал, что 10% опрошенных назвали причиной смены лунных фаз … попадание Луны в тень Земли, причиной сезонных изменений - положение Земли на орбите, не упомянув о наклоне земной оси к плоскости ее орбиты, положение точек восхода и захода Солнца считают неизменным. И лишь 9% школьников дали правильные полные ответы. Остальные либо не смогли правильно выразить свою мысль, либо дали неполные ответы.
Задавая школьникам те же вопросы в 2000 году, то есть через 10 лет, мы получили аналогичную картину. Учащиеся все также с трудом объясняют наблюдаемые астрономические явления. И процентное распределение правильных ответов по параллелям примерно такое же. А вот причины такого положения дел иные. Во-первых, в курсе естествознания вопрос о сезонных вариациях, изменениях точек восхода и захода Солнца в течение года, вообще не затрагивается, и как следствие, снижение процента правильных ответов на поставленный вопрос у школьников всех возрастных групп.
В настоящее время акценты в школьном образовании сделаны на гуманитарные науки. Социальные проблемы, исторические проблемы искусства, культуры и др. в школе приобрели новое звучание, стали изучаться более глубоко, многосторонне, детально. Такой гуманистический подход воспитывает в школьниках более внимательное и вдумчивое отношение к проблемам современного общества, к процессам, происходящим в нашей стране, в родном городе. Эти в полном смысле хорошие изменения в школьном образовании несут едва уловимый налет негативного отношения учащихся к предметам естественнонаучного цикла. Это проявляется и в изучении вопросов мировоззренческого характера. Само слово мировоззрение теперь достаточно редко встречается в школьном лексиконе, а смысл этого термина, по мнению самих школьников, не является основой их образования вообще, и понимания окружающего их мира в частности.
В настоящее время, по-нашему мнению, к формированию мировоззрения недостаточно привлекаются знания дисциплин естественнонаучного цикла.
Еще одна причина существующего положения дел - резкое изменение соотношения возраста и наличия интереса к явлениям природы. Если 10 лет назад мы говорили о возрастании интереса у школьников к явлениям окружающего мира к 6-8 классам (12-14 лет), а о возникновении глубокого устойчивого интереса к себе, как объекту физического, физиологического и социального познания к 9-11 классам, то в настоящее время происходит резкое изменение возрастных приоритетов интереса к себе и к окружающему миру. В настоящее время школьники уже в 12-13 летнем возрасте вполне готовы к тому, что они могут быть объектами не только социального, но и сексуального внимания. Интерес к познанию самого себя сильно помолодел. Теперь зрелость в социальном и физическом смысле наступает гораздо раньше и, на фоне трудностей социальной и бытовой жизни, интерес к природным явлениям, наблюдаемым ежедневно или достаточно часто, снижен.
И, наконец, причина, на которой хотелось бы акцентировать внимание. В школе поменялись учебные программы, сменились учебники и учебные пособия по многим учебным дисциплинам. Несмотря на то, что в осуществлении этих изменений заключена определенная логика, реализованы прогрессивные идеи, осуществлены современные подходы, учтены рекомендации ведущих специалистов - психологов, педагогов, передовых учителей и т.д., общий вид отечественного школьного образования не являет собой ту гармонию, глубину и качество, которые виделись в начале преобразования общества и школы.
Цикл естественнонаучных дисциплин, призванный развивать логическое мышление, творчество, пространственные представления об окружающем мире, выполняет свою задачу частично. Как и 10 лет назад, по результатам проведенного эксперимента, мы вынуждены констатировать - пространственные представления у учащихся 6-11 классов сформированы слабо (и это у 69% опрошенных). Заданий, направленных на развитие пространственных представлений недостаточно. Но самую большую тревогу вызывает отсутствие у учителей убежденности в необходимости формировать мировоззрение, необходимым элементом которого является развитие пространственных представлений школьников об окружающем мире.
Из анализа полученных результатов следует, что как во времена изучения школьного курса астрономии, как самостоятельной дисциплины, так и в настоящее время изучение школьниками интегрированного курса "Физика-астрономия", к моменту завершения школьного курса обучения пространственные представления у учащихся сформированы слабо. Имеющийся у учащихся жизненный опыт мало сталкивает их с проблемой различий между видимым и действительным. Укоренившееся мнение о том, что невидимое обязательно чем-то закрыто, а все, что мы видим - истинно, раз и навсегда дано и неизменно, весьма трудно изменить. 10 лет назад мы делали вывод о необходимости формировать пространственные представления учащихся о явлениях окружающего мира, привлекая на помощь астрономические явления, начиная с более раннего возраста, говоря что такое формирование целесообразно осуществлять на основе интеграции астрономии и физики при условии использования знаний, полученных на уроках других дисциплин естественнонаучного цикла. В настоящее время мы видим, что изучение реализованного в учебных планах, программах и учебниках интегрированного курса физика-астрономия не привело к улучшению существовавшего положения и не достигло ожидаемого эффекта.
<< Предыдущая |
Публикации с ключевыми словами:
астрономия - ВУЗ - конференции - курс астрономии - дидактика - дидактический материал
Публикации со словами: астрономия - ВУЗ - конференции - курс астрономии - дидактика - дидактический материал | |
См. также:
Все публикации на ту же тему >> |