Современная астрономия и методика ее преподавания
<< Предыдущая |
Использование интегративного математико-астрономического материала для активизации познавательной деятельности учащихся.
Попова А.П., Попова О.А.
Челябинский государственный
педагогический университет, гимназия N82
Гуманитарная тенденция современного образования и практицизм школьников ставят перед учителем проблему поиска различных вариантов подачи учебной информации. "Когда мне удается найти способ разъяснения какого-либо, хотя бы старого вопроса, - писал известный физик О.Д. Хвольсон, - я чувствую глубокое удовлетворение, мало уступающее тому, которое вызывает выполнение чисто научной работы". Именно этот тезис и привел нас к поиску дидактических средств, которые способствовали бы активизации учебной деятельности учащихся при усвоении сложных и в высшей степени абстрактных математико-астрономических понятий. Работая в этом направлении, мы разработали систему дидактических заданий на основе межпредметных связей, положенных в основу интегративного факультативного курса "Астрономия в цифрах и образах", программа которого была опубликована в журналах "Земля и Вселенная", "Математика в школе", "Математика" и "Физика" (в приложениях к газете "1-е сентября"). Изложение материала выстраивалось таким образом, чтобы формирование астрономических понятий было тесно связано с использованием математического аппарата, то есть формировалась культура использования прикладной математики. При этом предполагалось взять в качестве опорного материала элементы истории развития этих наук. Например, на занятиях по темам: "Геометрия на небе", "звездная алгебра", "Геометрия Солнечной системы" и других, широко использовались известные и вновь вводимые математические представления и понятия, такие, как отрезок, множество, геометрические фигуры, степень и корень числа, логарифмы и др. Изложение учебной информации проводится на историческом фоне развития этих представлений. На занятиях широко использовались исторические сведения о становлении и распространении десятичной системы: например, как менялась запись десятичной дроби и корня; понятия, которые широко используются и в астрономии. В настоящее время весь изучаемый материал из-за недостатка времени, особенно по естественно-математическим наукам, стал каким-то "безликим", что в значительной степени уменьшает его воспитательную силу. Поэтому в программу создаваемого факультатива была заложена историческая информация, предусматривающая ознакомление учащихся не только с исторической обстановкой создания закона или научного открытия, но и с личностью того или иного ученого. Исторический аспект широко рассмотрен и на занятиях при работе со звездными картами и каталогами (исторический аспект создания карт и каталогов).
В научно-педагогической литературе особое внимание в настоящее время уделяется творческой деятельности школьников. Поэтому одной из важных задач была задача развития творческих способностей учащихся. Творчество - универсальный способ самореализации, самоутверждения человека в мире. Это лучший способ доказать всему миру - близким и дальним, наконец, самому себе, что ты действительно есть, что ты обладаешь бесценным достоинством бытия в мире и которое проявляется через активную работу твоего интеллекта. Поэтому в программе курса предусматривались различные практические работы: решение и составление задач, построение "образа" созвездия на основе использования характеристик звезд и созвездий, а также понятий о замкнутых и незамкнутых ломаных линях. При формировании "образа" изучаемого объекта, мы искали способы такой подачи изучаемого материала, которая позволяла бы переводить информационную перекодировку: переходить с вербального кода на образный и наоборот. Известно, что чем младше школьник, тем большее значение для него имеет образное мышление, тем ярче выражено наглядно-образное представление. Создавая "образ" изучаемого объекта или явления, мы широко использовали различные средства наглядности, в том числе и созданные учащимися на практических занятиях или в качестве домашнего творческого задания. В частности, широко используются фотографии небесных объектов. По каждой теме подбирался комплект астрофотографий и к ним создавался блок вопросов, в том числе проблемного характера. Ответ на вопросы предусматривал необходимость анализа знаний, имеющихся у учащихся, и на их основе формировались новые астрономо-математические представления. Например, формируя представление о туманностях и их роли во Вселенной, демонстрировались фотографии разнообразного мира туманностей и использовалась система вопросов, которая вызывала необходимость проводить анализ имеющихся знаний, основе которых строился ответ на поставленные вопросы. Например, при демонстрации фотографий туманности "Слоновые Хоботы" или "Столбы", задавался один из вопросов: "Как расположены звёзды, наблюдаемые на фотографии, по отношению к туманности: перед -, за - или в самой туманности?" Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо проанализировать, например, причину явления "покраснения" Солнца у горизонта и обосновать свой ответ. Использование методов анализа и синтеза способствует, в частности, развитию логического мышления учащихся.
Одновременно разработаны практические занятия с фотографиями по определению характеристик объектов: расчет числа Вольфа и составление графика по изменению активности Солнца; определение скорости истечения вещества в протуберанце, определение размера небесного объекта или определения расстояний до небесных объектов. Эта работа может быть организована и с иллюстрациями в разных книгах, в том числе и в энциклопедии "Астрономия", что требует широкого использование математического аппарата. При подобной работе целесообразно использовать метод сравнения: сравнить температуру, например, солнечного пятна с температурой нити лампы накаливания; температуру поверхности Меркурия с температурой плавления некоторых металлов - олова, свинца и т.п. При использовании фрагментов видеофильмов целесообразно системой вопросов, в том числе и проблемного характера, нацелить учащихся на усвоение информации из содержания фильма. Проблемная ситуация - выявление противоречий между имеющимися знаниями и информацией, которую нужно извлечь на основе известного. Такая форма проведения занятий способствует сознательному усвоению знаний.
Этому в большой мере способствовали и нетрадиционные способы подачи учебной информации, например, использование уроков новых педагогичеких технологий, таких как урок-мастерская. Проводя занятия в форме мастерской, учитель-мастер не стремится просто передать необходимые знания. Он стремится "включить" в работу разум ребенка, активизировать его познавательный процесс, "разбудить" в ребенке то, что скрыто в нем даже для него самого; понять и устранить то, что мешает учиться. Поэтому все задания подбираются таким образом, чтобы создавались условия для активного использования воображения ребенка и его творчества (создавалась атмосфера, где обучаемый проявил бы себя как творец).
На современном этапе развития школы наметилась тенденция к укрупнению блоков информации и введению их со значительным опережением. Это направление нашло широкое применение в нашей работе с учащимися, например, в системе решения задач разной сложности укрупненными блоками, сгруппированными "по ситуации": способы определения расстояний в астрономии: метод суточного и годичного параллакса, радио- и светолокация, метод цефеид, формула Погсона и т.п. Следующий блок, связанный с Солнцем и Луной - явление солнечных и лунных затмений, понятие о фазах Луны, времени их смены. Для решения подобного рода задач необходим определенный минимум математических и астрономических понятий: скорость движения небесных тел и способы ее определения, орбита и ее форма, определение длины окружности, а также понятие о фазах Луны, прямолинейное распространение света. Чтобы материал был усвоен осознанно, необходимо заранее получить наблюдательные сведения о смене фаз Луны. Поэтому предусмотрено проведение наблюдений, в том числе и самостоятельных по заданию учителя: сделать зарисовки изменений вида Луна и перемещения ее на звездном небе в течение синодического месяца. На основе самостоятельных наблюдений и решения блока задач, в том числе и качественных, проводится формирование представлений о солнечных и лунных затмениях. "Уметь видеть - это в некотором отношении искусство, которому должно учиться", - писал В. Гершель. Систематизация и обобщение данного блока реализуется при просмотре видеофильма "Луна". Развитию логического мышления способствуют блоки заданий по нахождению астрономических ошибок или неточностей в высказываниях авторов литературных произведений, ошибок в картинах и открытках, изображающих небесные явления. При проведении отдельных занятий создавался определенный эмоциональный фон - использовались отрывки специально подобранной музыки. Кроме того, в программе факультатива предусмотрена работа по написанию рефератов, сообщений, проведение научных конференций и выполнение научно-исследовательских работ, выступление на различного рода олимпиадах и научных конференциях учащихся.
В соответствии с программой разработана система дидактических заданий, которая оправдала себя и показала возможность достижения высокого результата.
<< Предыдущая |
Публикации с ключевыми словами:
астрономия - ВУЗ - конференции - курс астрономии - дидактика - дидактический материал
Публикации со словами: астрономия - ВУЗ - конференции - курс астрономии - дидактика - дидактический материал | |
См. также:
Все публикации на ту же тему >> |