Современная астрономия и методика ее преподавания
<< Предыдущая |
Особенности формирования астрономических знаний в общеобразовательной школе
Кондакова Е.В.
Елецкий государственный университет им.
И.А. Бунина,
E-mail: eloleg@yelets.lipetsk.ru
Происходящая в настоящее время реформа образования продиктована необходимостью социально-экономических преобразований в России и новых взаимоотношений между странами мира. Общеобразовательная школа должна обеспечить уровень подготовки выпускников, соответствующий мировым требованиям. Особого внимания заслуживает совершенствование естественнонаучного образования, так как считается, что только на его добротной основе можно дать специальные знания в соответствующих областях техники и технологии, формировать определенную культуру научного мышления. В состав естественнонаучного образования входит изучение основ естественных наук, представленных в школе интегрированным курсом естествознания и курсами физики, химии, географии, биологии и астрономии. Из всех предметов естественнонаучного цикла астрономия является особым в связи с тем, что общеобразовательное, мировоззренческое и развивающее значение ее находится в огромном контрасте с состоянием преподавания и уровнем знаний учащихся. И это противоречие еще более углубляется происходящей в настоящее время реформой образования в России. Профильная дифференциация приводит к тому, что в старших классах изучение астрономии осуществляется по существенно отличающимся друг от друга программам традиционного курса, курсов повышенного уровня, прикладного или профильного характера. Из программ гуманитарных классов астрономия как учебный предмет, как правило, исключается совсем. Предприняты попытки обеспечения необходимого минимума астрономических знаний школьникам посредством перенесения части астрономического материала для изучения в курсах естествознания и интегрированных курсах физики и астрономии в основной школе. При этом возникла новая проблема: объем и содержание астрономических знаний, предлагаемых различными программами, рекомендованными Министерством образования РФ, существенно отличаются. Кроме того, интеграция школьных курсов физики и астрономии, обладая рядом положительных достоинств, формирует новую систему физических и астрономических знаний в единстве, в результате чего снижается объем, глубина и систематичность знаний о космических объектах и явлениях.
Таким образом, сложилась парадоксальная ситуация: хотя в качестве отдельного предмета астрономия в основной школе не изучается, ее элементы присутствуют в программах курсов естественнонаучных дисциплин - природоведения, естествознания, географии, физики. Разрозненность и несогласованность изучения астрономического материала приводит к тому, что уровень и качество знаний школьников, оканчивающих основную школу, продолжает оставаться довольно низким. В школах, как показывает практика, астрономию ведут чаще всего учителя физики, в некоторых случаях - преподаватели математики или географии. Профессиональная подготовка учителя физики и естествознания в педагогических вузах включает в себя лишь краткий курс астрофизики, а методическая подготовка по астрономии отсутствует вовсе. В лучшем случае, в программу методики преподавания физики включают элементы методики преподавания астрономии, но этого явно недостаточно. Таким образом, тот минимум астрономического образования, который еще как-то может быть реализован в школе, осуществляют учителя, не владеющие методикой преподавания астрономии. Поскольку элементы астрономии изучаются в предметах естественнонаучного цикла, то учителей соответствующих предметов необходимо готовить к преподаванию астрономии как составной части той или иной дисциплины (физики, географии, естествознания).
Процесс обучения астрономии в школе подчиняется общим законам и закономерностям дидактики, но имеет и свои специфические особенности, которые обязательно должны быть учтены при конструировании процесса обучения астрономии. К таким особенностям относятся:
определяющая роль астрономических знаний в формировании целостной естественнонаучной картины мира;
широкие межпредметные связи школьного предмета астрономии с физикой, географией, математикой, химией;
специфичность восприятия и изучения астрономических объектов (размеры космических тел, их удаленность от исследователя не позволяют непосредственно изучать астрономические объекты, подвергать их изменениям, проводить эксперимент, и т.п.).
Сложившаяся практика преподавания астрономии в общеобразовательных учебных заведениях свидетельствует об отсутствии системности и целостности в организации процесса обучения этому предмету. В настоящее время уровень методики преподавания астрономии, особенно в составе интегрированных курсов, следует считать эмпирическим, основанным в лучшем случае на личном опыте учителей-практиков, без учета специфики формирования астрономических знаний. При составлении программ интегрированных курсов их авторы, зачастую, игнорируют теоретическое обоснование предлагаемой ими интеграции знаний из различных наук. Имеющихся у школьников астрономических знаний оказывается недостаточно для выработки материалистических убеждений, что существенно затрудняет процесс формирования научного мировоззрения.
Астрономия является одной из наук о природе, следовательно, астрономические знания по сути своей являются знаниями естественнонаучными, но в то же время и обладают определенной спецификой. Последнее определяется, в первую очередь, тем, что факты, полученные в результате наблюдений, не могут быть объяснены без привлечения физических законов и теорий. Кроме того, характерным для астрономии является то, что для описания явлений, происходящих, например, в недрах звезд (то есть для построения модельной гипотезы), "приходится использовать весь аппарат современной теоретической физики: термодинамику, гидро- и газодинамику, магнитогидродинамику, ядерную физику и другие ее разделы" [1].
Известно, что структурными элементами физического знания являются факты, понятия, законы, фундаментальные теории, естественнонаучная картина мира [2]. Систему астрономических знаний составляют следующие структурные компоненты: явления, объекты, факты, основой которых являются наблюдения; понятия, закономерности, формируемые в результате анализа явлений, объектов, фактов; теории, объясняющие явления, факты, закономерности; естественнонаучная картина мира. Полноценное усвоение астрономических знаний возможно лишь на теоретическом уровне познания.
Астрономический материал в своей основе, зачастую, содержит явления, хорошо известные из повседневной жизни (например, смена дня и ночи, сезонные изменения длительности суток и др.). Преподавание естественнонаучных предметов в основной школе ведется на феноменологической основе, с опорой на жизненный опыт учащихся, который включает разнообразные знания о мире, явлениях, происходящих в нем. По мнению Л.И. Зориной, жизненный опыт учащихся представляет собой многоплановый, многоуровневый комплекс знаний и умений. При организации обучения астрономии характерна опора на некоторые составляющие указанного комплекса: житейские знания о многих природных явлениях, информацию из области техники, географии, космонавтики, некоторые умения обращаться с техническими устройствами [3]. В курсе естествознания школьники знакомятся с астрономическими понятиями (планета, звезда, Солнечная система и др.) и явлениями (смена дня и ночи, фазы Луны, затмения и т.п.). В силу недостаточности знаний учащихся не представляется возможным давать более глубокое объяснение физической сущности процессов, в результате чего астрономические знания носят формальный характер.
Прежде чем объяснять те или иные явления, необходим фактический материал. Его предоставляют наблюдения за звездным небом, движением Солнца, Луны, планет. Путь развития подлинной науки о Вселенной начинается с решения проблем перехода от видимого к истинному. Наблюдения играют важную роль в формировании астрономических знаний и научного мировоззрения учащихся. Объекты астрономических наблюдений доступны и увлекательны, сами наблюдения создают положительные мотивы в обучении. Между тем, при сокращении времени, отводимого на изучение астрономии в старшей школе, и перенесении части астрономического материала в основную школу неизбежно страдает практическая часть. Упускается естественный интерес детей к астрономическим объектам и объяснению астрономических явлений, то есть, собственно, к науке астрономии. Наблюдения можно рассматривать как первый шаг к научному познанию окружающего мира. Непосредственное же формирование знаний о природе космических тел, о многообразных связях астрономических объектов должно происходить постепенно, по мере изучения необходимых для этого фактов.
Литература.
1. Воронцов-Вельяминов Б.А., Дагаев
М.М., Засов А.В. и др. Методика преподавания
астрономии в средней школе. -М.: Просвещение,
1985. - 240 с.
2. Основы методики преподавания физики в
средней школе. / Под ред. А.В. Перышкина, В.Г.
Разумовского, В.А. Фабриканта. -М.:
Просвещение, 1984. - 398 с.
3. Зорина Л.Я. Дидактические аспекты
естественнонаучного образования. - М.: Изд.
РАО, 1993. - 163 с.
<< Предыдущая |
Публикации с ключевыми словами:
астрономия - ВУЗ - конференции - курс астрономии - дидактика - дидактический материал
Публикации со словами: астрономия - ВУЗ - конференции - курс астрономии - дидактика - дидактический материал | |
См. также:
Все публикации на ту же тему >> |