Современная астрономия и методика ее преподавания
<< Предыдущая |
Дистанционный доступ к знаниям - необходимый элемент в обучении астрономии
Лопаткин В.М., Науменко М. В.,
Овчаров А.В.
Барнаульскийй государственный
педагогический университет
Качественный образовательный процесс представляется нам как расширение, углубление, гармонизация мировоззрения при сохранении высоких моральных качеств учащихся. Глубже познавать мир человеку помогают знания. Причем если знания теоретические лишь добавляют новые краски в мир образов, то знания, переходящие в умения и навыки, дополняют саму сферу жизнедеятельности. Например, человек, изучивший столярное дело теоретически, может лишь рассказать о такой сфере жизнедеятельности человека. Человек, владеющий навыками столяра, сам находится в этой сфере. В том и другом случае степень влияния знаний на человека имеет большую разницу. Чтобы знания были прочно закреплены, они должны иметь большую связь с жизнью. Этими соображениями полезно руководствоваться при создании дидактического материала, особенно в сфере дистантного образования, где огромным фактором, ослабляющим образовательный эффект, является отсутствие живого контакта с преподавателем. Несомненно, здесь без устойчивой устремленности ученика нельзя достичь нужного эффекта. Дистантное образование создано для тех, кто горячо желает приобрести необходимые знания, умения и навыки, но не имеет возможности сделать это очно. Такому человеку можно и нужно помочь. Помочь информацией и обучением навыкам эффективного самообразования.
Таким образом, можно выдвинуть следующее определение. Дистантное образование - это организованная, целенаправленная поддержка в самообразовании без непосредственного контакта ученика и преподавателя.
Дистантное в качестве дополнительного образования позволяет без отрыва от основной деятельности в удобном режиме восполнять пробелы основного образования, например, школьного. Сейчас в школах имеется тенденция к сокращению часов таких предметов, как физика, математика, химия. Больше всего не повезло астрономии, которую в некоторых школах вообще не преподают. А может ли школьник без знаний об окружающей вселенной считаться достаточно образованным? Думается что нет. Чтобы помочь в разрешении такой проблемы предлагается дистанционный курс по астрономии.
Курс делится на 5 разделов (модулей):
1. Картина звездного неба.
2. Небесные координаты.
3. Солнце, время, календарь.
4. Планеты.
5. Звездная карта.
Как говорилось выше, качество знаний существенно возрастает, если они имеют связь с жизнью, поэтому основной упор при составлении материала был сделан не на объем, а на качество информации. Например, цель изучения 1 модуля - научиться узнавать некоторые созвездия и ориентироваться на местности. Созвездий много, но знания о них так и останутся на бумаге, если не найти их на небе, а для многих это нелегко сделать. Научившись же находить некоторые из них, в будущем можно будет найти многие другие.
Структура каждого модуля одинакова:
1. Теоретическая часть.
2. Тренинг.
3. Контроль.
Тренингу отводится серьезная роль - компенсировать отсутствие преподавателя. Это упражнения, правильность выполнения которых ученик проверяет по готовым ответам. Контроль - это те же упражнения, но без ответов. Ответы высылает ученик и получает отметку вместе со следующим модулем.
Дистантный курс по астрономии адаптирован для передачи по компьютерным сетям или в печатном виде по почте.
Мы стоим на пороге нового времени, когда при таком количестве и качестве информации старые системы уже слабо удовлетворяют потребность человека в образовании. Необходимо создавать концепцию образования, засчитанную на новые технологии, новый образ мышления и мотивов, а также учитывающую особенности нашего отечественного менталитета. Возможно и не стоит все доверять компьютеру. Надо найти золотую середину.
Cовременный уровень развития телекоммуникаций позволяет решать такие проблемы, которые еще два десятилетия назад казались не разрешимыми. В частности, наблюдать события в реальном режиме времени наблюдателю, удаленному на любое расстояние от точки их свершения, причем число таких наблюдателей может быть практически неограниченным. Это помогает достигать не только выше указанных целей обучения, но и является важным с точки зрения научных исследований в некоторых областях знаний. Происходящее природное явление для человека-наблюдателя, как правило, представляет собой спектр научных областей знаний. И единичный наблюдатель из этого спектра видит только те линии, которые резонируют с той областью, где он является специалистом. Все остальное для него остается невидимым. Моделирование или лабораторное воспроизведение, как правило, не позволяют учесть всех тонкостей и получить явление в "чистом виде".
Подобное происходит при наблюдении многих астрономических явлений, большая часть из которых может наблюдаться только в определенных границах географических координат. В БГПУ в процессе реализации проекта построения астрономической площадки предполагается обеспечить возможность демонстрации части небесной сферы видимой с территории Алтайского края (г. Барнаул) практически в режиме реального времени. И создания систематизированной базы хранения астрономических наблюдений для свободного доступа. Оцифрованные астрономические наблюдения могут хранится практически неограниченное время без потери качества изображения, что может иметь важное научное значение, например, при анализе подобного явления повторившегося через много лет. Необходимо отметить, что с точки зрения условий хорошей видимости наш регион является одним из лучших на территории России.
<< Предыдущая |
Публикации с ключевыми словами:
астрономия - ВУЗ - конференции - курс астрономии - дидактика - дидактический материал
Публикации со словами: астрономия - ВУЗ - конференции - курс астрономии - дидактика - дидактический материал | |
См. также:
Все публикации на ту же тему >> |