Rambler's Top100Astronet    
  по текстам   по ключевым словам   в глоссарии   по сайтам   перевод   по каталогу
 

На первую страницу Методика преподавания астрономии
<< Предыдущая

Содержание

Следующая>>

ВВЕДЕНИЕ

Астрономические знания являются одним из важнейших компонентов научной картины мира, создаваемой в сознании школьников, и существенно необходимы для формирования их научного мировоззрения. Необходимость начального астрономического образования учащихся средних учебных заведений признается всеми современными педагогами и учеными-методистами.

Пособие для учителей "Методика преподавания астрономии в средней школе" издавалось в нашей стране 4 раза. Последнее издание книги, написанной большим авторским коллективом астрономов и педагогов, было осуществлено в 1985 году. За прошедшие 15 лет в результате политических изменений в стране и реформе высшей и средней школы стали другими задачи преподавания и содержание курса астрономии в средних учебных заведениях. 

Резко обострились противоречия между необходимостью сообщения некоторого минимума начальных астрономических знаний, важных для образования всех без исключения учащихся общеобразовательных школ и низким качеством преподавания астрономии в старших классах тех школ, где она еще остается одной из обязательных учебных дисциплин. Одной из причин критического состояния школьной астрономии является недостаточная специальная подготовка большинства учителей астрономии, закончивших физические факультеты педагогических институтов до начала 90-х годов, не только не владеющих методикой преподавания астрономии в школе, но даже плохо знающих свой предмет, недостаток учебной, специальной и методической литературы для средних учебных заведений и педвузов. 

В конце 90-х годов был сделан ряд важных открытий в астрономии (коричневые карлики, внесолнечные планетные системы, транснептуновые объекты и т.д.) и космонавтике, не нашедших достаточного освещения в учебниках астрономии средней школы и соответствующих методических пособиях.

Все вышесказанное: нехватка методической литературы для учителей астрономии, "устарение" материала пособий, изданных свыше 15 лет назад и их неполное соответствие современным учебным программам стали причинами создания данного учебного пособия. Оно написано на основе анализа научной и научно-методической литературы по различным аспектам преподавания астрономии в средних учебных заведениях не только нашей страны, но и других государств. В нем рассматриваются общие и частные вопросы преподавания астрономии в средней школе. Подробно излагается методика изучения всех разделов курса астрономии. Приводятся различные варианты поурочного планирования курса, инструкции к проведению каждого урока. Сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся, на формирование которых следует обратить внимание в процессе обучения. Мы попытались преобразовать и дополнить методику формирования основных разделов и фундаментальных понятий астрономии, использовавшуюся в советской школы, применительно к современным условиям. Старались обобщить и развить опыт дореволюционных и советских учителей, астрономов и методистов. На страницах пособия различные варианты изучения наиболее важных и сложных вопросов курса описываются с разных точек зрения. Очень много цитат и ссылок на различные печатные работы: везде, где это возможно, мы предоставляли слово ученым, методистам, учителям - творцам российской дидактики астрономии.

Первая часть пособия посвящена в основном методике формирования понятий классической астрономии (астрометрии и небесной механики), изучаемых в средних учебных заведениях в первой половине учебного года.

Вторая часть пособия посвящена методике формирования понятий современной астрономии (астрофизики, космогонии и космологии), изучаемых в средних учебных заведениях во второй половине учебного года.

При определении структуры урока мы в основном придерживались "классической" схемы урока: повторение и актуализация материала - изложение нового материала - закрепление новоизученного материала при решении задач - домашнее задание, как наиболее распространенной. Однако это отнюдь не говорит о том, что все уроки лучше всего строить по этой схеме - выбор наилучшей структуры всегда принадлежит учителю. Структура, содержание, последовательность и методика изложения материала уроков, уровень и объем раскрытия каждого вопроса зависят от конкретных условий и могут меняться в зависимости от преследуемых задач образования, воспитания и развития школьников.

Особое внимание уделялось ознакомлению учителей с основными идеями современной науки и последним новостям астрономии и космонавтики. За счет высокой информационной насыщенности текста пособие включает в себя весь необходимый учебный материал по астрономии. Выделенный мелким шрифтом текст предназначен в первую очередь для учителей, для их наиболее полной информированности по данным вопросам и отвечает по уровню сложности материалу, изучаемому в курсе "Общей астрономии" ("Астрофизики") студентами физико-математических факультетов педвузов.

При подготовке книги автор использовал архивные материалы, различные литературные источники, труды по методике преподавания астрономии в средних и высших учебных заведениях, официальные нормативные документы, учебные программы, учебники и пособия, материалы собственных исследований, протоколы педагогических съездов и конференций ВАГО и т.д.

Материал книги был апробирован в школах Челябинской области, Магнитогорском, Челябинском и Уссурийском педвузах и получил хорошие отзывы со стороны педагогов, учителей, студентов и школьников. 

Мы с глубокой признательностью примем все замечания и дополнения по поводу содержания книги и постараемся учесть их для последующей редакции.

Наш почтовый адрес: 

455043 Российская Федерация, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 112 к. 46

Наши электронные адреса: rumyancev_aleksa@mail.ru

rumyancev_aleks2@mail.ru

 

<< Предыдущая

Содержание

Следующая>>

Публикации с ключевыми словами: методика преподавания - преподавание астрономии - наблюдения - лабораторные работы - практические работы - учебная программа - учебные пособия - лекции - педагогический эксперимент - дидактика - контрольные работы - задача
Публикации со словами: методика преподавания - преподавание астрономии - наблюдения - лабораторные работы - практические работы - учебная программа - учебные пособия - лекции - педагогический эксперимент - дидактика - контрольные работы - задача
См. также:
Все публикации на ту же тему >>

Мнения читателей [11]
Оценка: 3.6 [голосов: 435]
 
О рейтинге
Версия для печати Распечатать

Астрометрия - Астрономические инструменты - Астрономическое образование - Астрофизика - История астрономии - Космонавтика, исследование космоса - Любительская астрономия - Планеты и Солнечная система - Солнце


Астронет | Научная сеть | ГАИШ МГУ | Поиск по МГУ | О проекте | Авторам

Комментарии, вопросы? Пишите: info@astronet.ru или сюда

Rambler's Top100 Яндекс цитирования