На первую страницу Методика преподавания астрономии
<< Предыдущая

Следующая >>

Методика проведения 7 (6) урока
"Решение задач. Контрольная работа"

Цель урока: повторение, закрепление и контроль на качеством формирования системы основных понятий о методах астрономических исследований и фундаментальных астрономических понятий "планетное тело" и "планетная система".

Задачи обучения:

Общеобразовательные: обобщение, повторение и закрепление учебного материала:
- о методах астрономических исследований и астрономических инструментах: телескопах и вспомогательных физических приборах;
- о применении законов физики для определения основных физических характеристик космических объектов, взаимосвязи этих характеристик и формулах для их на основе данных астрономических наблюдений;
- о планетных телах и планетных системах, основах их классификации и главных физических характеристиках и о космогонии планетных систем и планетных тел;
- о Солнечной системе: образовании, строении, составе и основных физических характеристиках входящих в нее космических тел: Земле и других планетах Солнечной системы, Луне и других планетоидах – спутниках планет, астероидах, кометах и других группах метеороидов.

Воспитательные:

- формирование научного мировоззрения и научной картины мира в ходе повторения и обобщения совокупности изученного материала о методах и инструментах астрономических исследований и объектах познания астрономии – планетных телах и системах;
- политехническое и трудовое воспитание в ходе изложения материала о практических способах применения знаний астрономии и физики в исследовании Вселенной и космонавтики в исследовании и освоении Солнечной системы;
- патриотическое воспитание при ознакомлении с достижениями российской науки и техники в развитии астрономии и космонавтики, исследовании и освоении Солнечной системы.

Развивающие: формирование умений анализировать информацию и делать выводы, решать задачи на расчет основных физических характеристик астрономических инструментов и космических (планетных) тел по данным астрономических наблюдений.

Ученики должны знать:

- основные методы и инструменты астрономических исследований (принцип действия, устройство и назначение телескопов и вспомогательных приборов);
- применение законов физики для определения основных физических характеристик космических объектов, взаимосвязь этих характеристик и формулы, позволяющих выполнить необходимые расчеты;
- о планетных телах и планетных системах, основы их классификации, главные физические характеристики планетных систем и планетных тел;

Ученики должны уметь решать задачи на расчет основных физических характеристик телескопов и вспомогательных приборов, планетных тел и планетных систем.

План урока

Этапы урока

Методы изложения

Время, мин

1

Повторение всего ранее изученного материала, проверка знаний

Фронтальный опрос, беседа

10-15

2

Решение задач на повторение и закрепление всего ранее изученного материала

Работа у доски и в тетрадях

10-15
(35)

3

Контрольная работа (тестирование учащихся)

20 (5)

Задание на дом: повторение ранее пройденного материала.

Методика проведения урока

Вначале производится повторение материала по всем вопросам, изучавшимся в темах "Методы астрономических исследований" и "Планетные тела и планетные системы". Этот этап урока лучше всего проводить в форме фронтального опроса и беседы.

В первую очередь нужно проверить понимание учащимися физической природы планетных тел и их систем и свойств, выделяющих их в отдельные самостоятельные типы космических объектов. Нужно напомнить ученикам принципы классификации космических объектов по их фундаментальным физическим характеристикам, признаки основных классов и групп планетных тел, их сходства и различия.

Следует выяснить, насколько хорошо ученики понимают космогонический механизм космического процесса образования планетных систем и планетных тел и при необходимости исправить их ошибки и заблуждения.

Нужно повторить и проверить, исправить и при необходимости дополнить знания основных физических характеристик, строения и состава нашей Земли и других планетных тел Солнечной системы.

В это время часть остро нуждающихся в отметках учеников выполняет программируемые задания:

1. Сборник задач Г.П. Субботина [287], задания NN 184; 203; 225
2. Сборник задач Е.П. Разбитной [244], задания NN 15.3; 19.1; 19.2; 20.2; 21.1; 21.2.
3. Страут Е.К. [278]: проверочные работы NN 1-5 темы "Природа тел Солнечной системы" (варианты 1-5).

Второй этап урока призван закрепить умения учеников решать задачи на расчет основных характеристик космических (планетных) тел на основе данных астрономических наблюдений и сформировать у них новые понятия о применении совокупности знаний по небесной механике, астрофизике, космонавтике, физике, математике для решения проблем науки и техники.

Рекомендуем решать задачи из упражнений 12-13 и другие, которые вы не смогли предложить ученикам на предыдущих занятиях из-за нехватки времени.

На завершающем этапе урока с целью проверки качества знаний и умений учащихся проводится небольшая контрольная работа. Желательно, чтобы в ней было не менее 2 вариантов заданий. Ограниченность времени урока определяет продолжительность выполнения контрольной работы в 20 минут. Рекомендуется включить в контрольную работу задания, предусматривающие использование учебного материала не только темы "Планетные тела и планетные системы", но и изученной ранее темы "Методы астрономических исследований".

В основе контрольных заданий может лежать материал "контрольной работы" и "контрольной работы повышенной трудности" для темы "Природа тел Солнечной системы" пособия Е.К. Страута [278, с. 36-40].

Можно посветить решению задач почти весь урок, заменив контрольную работу тестированием учащихся на последних 5-7 минутах занятия.

За основу теста могут быть приняты упоминавшиеся выше программируемые задания из сборников задач Г.П. Субботина [287] или Е.П. Разбитной [244].

Авторский вариант анкеты использовался в школах и вузах гг. Челябинска и Челябинской области свыше 10 лет. При ее заполнении указываются номера выполняемых заданий и номера верных ответов в каждом варианте вопроса: Номер задания(1;2;3...) / Вариант вопроса (А; Б; В...) / Номер верного ответа (1;2;3...). Например: 2 Б3; 3 В1; 6 Г4 ... и т.д.

Вопросы анкеты:

1. История астрономии: свяжите имена великих ученых: 1) И. Кант, П. Лаплас; 2) И. Ньютон; 3) Н. Коперник; 4) И. Кеплер; 5) Птолемей с выдающимися открытиями и изобретениями - результатами их исследований:

А. Автор геоцентрической теории;
Б
. Автор гелиоцентрической теории;
В
. Автор законов движения планет;
Г
. Автор закона Всемирного тяготения;
Д.
Авторы первых гипотез образования Солнечной системы из вещества протопланетной туманности.

2. Планета - это:

А. 1) шарообразное тело которое светит отраженным светом;
2) огромный раскаленный газовый шар;
3) глыба замерзших газов, в которую вмерзли твердые частицы и камни.

Б. 1) Планеты обладают массами от 1029 до 1032 кг;
2) Планеты обладают массами свыше 1032 кг;
3) Планеты обладают массами от 1022 до 1027 кг.

В. Энергетика планет основана:

1) на энергии гравитационного сжатия и распада радиоактивных элементов;
2) химических реакциях сгорания вещества;
3) термоядерных реакциях превращения водорода в гелий.

Г. Основные физические характеристики планет определяются:

1) массой планеты и расстоянием от Солнца;
2) размерами планеты;
3) количеством спутников.

Д. Планеты движутся:

1) по параболическим орбитам с переменной скоростью;
2) по эллиптическим орбитам с переменной скоростью;
3) по гиперболическим орбитам с постоянным ускорением;
4) по круговым орбитам с постоянной скоростью.

3. Солнечная система:

А. В состав Солнечной системы входят:

1) Солнце, звезды, планеты, спутники, астероиды, кометы, метеорные частицы, космическая пыль и газ;
2) Солнце и 9 больших планет;
3) Солнце, 9 больших планет и их спутники, астероиды, кометы, метеорные частицы, космическая пыль и газ;
4) Земля и другие планеты, Луна и другие спутники, астероиды и кометы.

Б. Девять больших планет Солнечной системы в порядке удаления от Солнца:

1) Солнце, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун;
2) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон;
3) Венера, Меркурий, Земля, Марс, Сатурн, Юпитер, Нептун, Уран, Плутон.

В. Укажите порядковый номер самой большой планеты.

Г. Укажите порядковый номер самой маленькой планеты.

Д. Заметной атмосферой обладают планеты:

1) Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун;
2) Венера, Земля, Юпитер;
3) Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун;
4) Меркурий, Марс, Плутон.

Е. Не имеют спутников планеты:

1) Меркурий, Венера, Марс, Плутон;
2) Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун;
3) Меркурий, Венера.

1 – железное (железосиликатное) ядро;
2 – мантия; 3 – кора (литосфера);
4 – зона жидкого водорода;
5 – зона твердого (металлического) водорода; 6 – лед и
замерзшие газы с вкраплениями пыли и силикатных

4. Внутреннее строение космических тел:

1. планета земной группы;
  2. планета-гигант;
  3. комета

5. Как называются эти космические тела? 1) кометы; 2) звезды; 3) планеты; 4) спутники.

А. Объекты, обладающие раздельным внутренним строением и приобретающие под действием сил тяготения при своем образовании шарообразную форму;

Б. Объекты, которые под действием сил тяготения вращаются вокруг более массивных космических тел;

В. Объекты, в недрах которых протекают ядерные реакции превращения водорода в гелий;

Г. Объекты, представляющие собой глыбы замерзших газов, в которые вмерзли твердые частицы и камни.

Номера верных ответов на вопросы:

1 (А5; Б 3; В 4; Г 2; Д 1)
2 (А 1; Б 3; В 1; Г 1; Д 2)
3 (А 3; Б 2; В 5; Г 9; Д 1; Е 3)
4 (А 2; Б 1; В3)
5 (А 3; Б 4; В 2; Г 1)

Для обработки полученных данных может быть использован поэлементный метод анализа качества усвоения понятий, разработанный А.В. Усовой. Для изучения динамики формирования астрономических знаний с учетом степени важности отдельных признаков понятий и общей корректности результатов опроса мы выделили в анкете отдельные группы вопросов, проверяющих уровень сформированности основных, главных, и дополнительных, второстепенных признаков фундаментальных астрономических понятий.

Коэффициент полноты усвоения понятий определяется из формулы: , где n(i) - количество существенных признаков понятия, выделенных i-м учеником; n - количество подлежащих усвоению признаков; N - количество опрошенных учеников.

<< Предыдущая