Rambler's Top100Astronet    
  по текстам   по ключевым словам   в глоссарии   по сайтам   перевод   по каталогу
 

На первую страницу Методика преподавания астрономии
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Методика проведения 2 урока
"Наблюдения Луны и планет"

Цель урока: формирование понятий о планетах Солнечной системы и Луне.

Задачи обучения:

Общеобразовательные:

1) Повторение и закрепление знаний:

- об астрономических методах исследований: телескопических наблюдениях, астрофотографии и угломерных измерениях;
- о телескопах, их основных характеристиках и правилах работы с ними;
- о небесной сфере, основных ее линиях и точках;
- о космических явлениях: обращении Земли вокруг Солнца и вращении Земли вокруг своей оси и об их следствиях - небесных явлениях: восходе, заходе, суточном и годичном видимом движении и кульминациях светил (звезд) и об условиях видимости светил в различных регионах Земли;
- об астрономических способах ориентации на местности по Полярной звезде; определения ее географических координат (широты);
- о блеске светил и шкале звездных величин.

2) Формирование понятий о небесных светилах и космических объектах:

- о созвездиях и наиболее ярких звездах, видимых в это время года;
- о зрительном образе космических тел – Луны и планет Солнечной системы, основных деталях их видимого рельефа и атмосфер;
- начальных знаний об их физической природе и основных характеристиках.

Воспитательные: формирование научного мировоззрения в ходе знакомства с историей человеческого познания и сведениями о физической природе наблюдаемых космических объектов – Луны и планет; политехническое и трудовое воспитание в ходе практического знакомства с применением телескопа и вспомогательных приборов для изучения космических объектов и при изложении материала о космических средствах исследования Луны и планет; эстетическое воспитание в ходе знакомства с легендами об основных созвездиях и видом звездного небе и наблюдаемых космических объектов.

Развивающие - формирование умений:

1) применять подвижную карту звездного неба, звездные атласы, Астрономический календарь для определения положения и условий видимости небесных светил и протекания небесных явлений;
2) находить в небе Полярную звезду и ориентироваться по ней на местности;
3) определять блеск небесных светил по сравнению с блеском известных звезд;
4) использовать телескоп и вспомогательные приборы для проведения наблюдений космических объектов:
5) рассчитывать основные параметры телескопа, подбирать нужные окуляры и дополнительное оборудование;
6) готовить телескоп к наблюдениям с проведением профилактической работы, устанавливать его, наводить на цель, менять окуляры, светофильтры, окулярный микрометр и другие устройства, включая фотоаппарат (для съемки в главном фокусе);
7) фиксировать результаты наблюдений (зарисовывать, фотографировать, фотометрировать и т.д.) и давать им верное объяснение.

Ученики должны знать:

- положение основных кругов, линий и точек небесной сферы;
- основные созвездия и наиболее яркие звезды, видимые в это время года в данное время в данной местности и некоторые их характеристики;
- правила работы с телескопом и вспомогательными приборами;
- названия и положение основных деталей рельефа Луны (морей, гор, наиболее заметных кратеров), атмосфер и спутников наблюдаемых планет.

Ученики должны уметь: находить на небе Полярную звезду и ориентироваться на местности по Полярной звезде и с помощью карты звездного неба; находить на небе основные созвездия и наиболее яркие звезды, видимые в это время года в данное время в данной местности; использовать подвижную карту звездного неба, звездные атласы, справочники, Астрономический календарь для определения положения и условий видимости небесных светил и протекания небесных явлений; использовать телескоп и вспомогательные приборы для проведения наблюдений космических объектов.

Наглядные пособия и демонстрации:

Приборы и инструменты: подвижные карты звездного неба (у каждого ученика); атлас звездного неба А.А. Михайлова или А.Д. Марленского; Астрономический календарь на данный год; рамки для зарисовки созвездий, звездная указка; бинокль; карта Луны или лунный глобус; школьный телескоп; набор светофильтров, фонарик, часы, карандаш, бумага.

Задание на дом:
Повторить материал предыдущих уроков.

План урока

Этапы урока

Содержание

Методы работы

Время, мин

1

Проверка знаний и умений учащихся, актуализация

Устный опрос, беседа

5

2

Знакомство с основными созвездиями и наиболее яркими звездами зимнего неба

Беседа, рассказ учителя

10

3

Телескопические наблюдения Луны

15

4

Телескопические наблюдения планет

10

Методика проведения занятия

Хотя урок-наблюдение – второй по счету в данный теме, он может проводиться после или перед любым другим занятием, в зависимости от погоды, условий видимости объектов и расписания (как первым уроком в первой смене, так и с 18 или даже 1730 часов после уроков второй смены).

Напоминаем о желательности разбиения класса на 2-3 группы, с каждой из которых урок проводится по отдельности. Эта вынужденная мера обусловлена тем, что 30 учеников, столпившихся у единственного телескопа, 90% времени проводят в очереди, мерзнут, мешают друг другу, постоянно сбивают настройку инструмента, не успевают ничего разглядеть и разочаровываются в астрономических наблюдениях. Опыт показывает, что в течение урока группе из 30 человек можно продемонстрировать лишь 2-3 космических объекта; группе из 15 человек с возросшей педагогической эффективностью 5-6 объектов и группе из 5-7 человек – до 10 объектов. Желательно, чтобы учителю в корректировке наводки телескопа помогал лаборант или кто-то из заинтересованных и способных учеников. Учитель должен постоянно поддерживать внимание и интерес ждущих своей очереди взглянуть в телескоп изложением сведений о наблюдаемых объектах. Работа с группами учащихся в течение нескольких вечеров позволяет получившим соответствующее задание ученикам выполнить лабораторные работы, не отнимая на них дополнительного времени у учителя.

В начале урока учитель в ходе беседы проверяет наличные знания учащихся о методах и особенностях астрономических наблюдений, телескопах, основных кругах, линиях и точках небесной сферы, созвездиях, Луне, планетах и их спутниках. Ученики знакомятся с задачами проводимых наблюдений.

Материала урока лучше всего излагать в форме рассказа учителя или беседы, в ходе которой он должен откликаться на вопросы учеников и сам задавать им вопросы и простейшие задания, позволяющие определить уровень и особенности их знаний и умений, контролировать усвоение материала.

Первый этап урока продолжает повторение и закрепление материала, изучавшегося осенью в разделе "Основы астрометрии". Учащиеся должны вспомнить и показать на небе положение основных кругов, линий и точек небесной сферы; найти Полярную звезду и объяснить, как по ней ориентироваться на местности; отыскать основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего неба, видимые в это время года; показать знакомство со шкалой звездных величин.

На втором этапе урока учащиеся знакомятся с основными зимними созвездиями и наиболее яркими звездами. Описание звездного неба дано на 15 января, 20 часов местного времени.

Рис. 6. Основные созвездия зимы

В южной стороне горизонта хорошо видны главные звезды созвездия Ориона: три яркие звезды на одной линии - "пояс Ориона", две более яркие звезды выше - плечи небесного охотника, над ними одинокая звездочка - его голова; 2 звезды ниже "пояса" обрисовывают ноги Ориона, правая нога полусогнута. Неяркие звезды дополняют очертания фигуры: левая рука с дубинкой занесена над головой, с опущенной правой руки опускается львиная шкура, с пояса свисает меч. Орион – очень молодое созвездие, большая часть его звезд образовалась всего лишь 10 миллионов лет назад.

Яркая красноватая звезда в верхнем левом углу созвездия – красный сверхгигант Бетельгейзе, a Ориона. Она в 300 раз крупнее Солнца по размерам, но холоднее: температура Бетельгейзе не превышает 2000 К. С помощью метода спекл-интерферометрии (интерферометрами выступает система оптических телескопов) была получена фотография диска звезды: поверхность на 30-40 % покрыта пятнами и пульсирует. Бетельгейзе – полуправильная переменная звезда с двумя накладывающимися друг на друга периодами изменения блеска в 180 и 2070 суток.

Яркая голубоватая звезда в правом нижнем углу созвездия – Ригель, b Ориона всего в 40 раз больше Солнца по размерам, но энергии излучает в окружающее пространство в 64000 раз больше. Ригель – бело-голубая звезда с температурой поверхности 13000 К.

Ниже пояса Ориона посреди нескольких неярких звездочек видно голубоватое пятнышко – Большая туманность Ориона М 42, в которой сейчас идут интенсивные процессы образования звезд (в телескоп посреди туманности видна "новорожденная" 6–кратная звезда q Ориона).

От кого защищается, с кем ведет бой Орион? Правее и выше его горит в небе яркая оранжевая звезда Альдебаран, глаз небесного быка-Тельца. Блеск Альдебарана равен 1,2m. Кучка звездочек вокруг него – рассеянное звездное скопление Гиады - образуют "морду быка". "Рога быка" - две звезды "вилкой" - нависают над Орионом. Правее, на "туловище" быка маленьким "ковшиком" переливается красивая кучка звезд - рассеянное звездное скопление Плеяды. Проверьте свое зрение: если вы видите в Плеядах 7 - 8 звезд, то оно нормальное, а если 9 – 11 звезд, то отличное. В телескоп в Плеядах можно насчитать 280 звезд.

Левее и выше Тельца, почти в зените над вашей головой очень яркая желтая звезда Капелла из созвездия Возничего - перекошенного звездного многоугольника. Долгое время Капеллу считали "космическим двойником" Солнца, но сейчас известно, что Капелла – спектрально-двойная звезд. Капелла А в 12 раз больше Солнца по размерам и в 4,2 раза по массе; Капелла B в 7 раз больше Солнца по размерам и в 3,3 раза по массе, расстояние между ними почти равно расстоянию от Земли до Солнца, а период обращения компонент вокруг общего центра тяжести составляет 104 сутки.

Левее и ниже Ориона сияет, переливается звездный бриллиант - Сириус, a Большого Пса, самая яркая звезда на земном небе - ее блеск равен –1,2m – и одна из ближайших звезд до нее 9 св. лет. Сириус – двойная звезда. Главный компонент системы Сириус А - нормальная горячая белая звезда с температурой поверхности около 10000 К. Сириус B ("Щенок") является белым карликом: он лишь втрое больше Земли по размерам, а по массе почти равен Солнцу. Плотность белого карлика столь велика, что спичечный коробок вещества имеет массу около тонны!

Выше и чуть левее Сириуса - одинокая яркая звезда Процион, a Малого Пса. Это тоже двойная система: желтоватый Процион А немного крупнее и горячее Солнца (7000 К), а Процион B - белый карлик.

Выше Проциона - две яркие звезды неподалеку друг от друга братья Кастор и Поллукс, a и b Близнецов. Кастор – шестикратная звезда: система, состоящая из 3 пар спектрально-двойных звезд. Созвездие Близнецов тянется правильным прямоугольником к Ориону.

Правее Ориона извивается, блестит почти незаметными звездочками небесная река Эридан. Из-под ног Ориона убегает перепуганный Заяц - четырехугольник из слабых звезд. Правее Ориона склоняются к западу знакомые вам созвездия.

Млечный Путь тянется слабозаметным звездным потоком по созвездиям Большого Пса, Ориона, Близнецов, Возничего, Персея, Кассиопеи, Лебедя.

Обратите внимание на то, как изменился вид звездного неба: знакомые нам созвездия заходят на западе, а из-за горизонта на востоке встают звезды весенних созвездий: восходит голубоватый яркий Регул, a Льва.

Задания:

1. Ответьте на вопросы: почему изменяется вид звездного неба в течение ночи? В течение года?
2. Определите блеск звезд: Капеллы, Ригеля, пояса Ориона, звезд Плеяд, Проциона.
3. Запомните созвездия Ориона, Большого и Малого Пса, Тельца, Близнецов, Возничего.

Далее проводятся телескопические наблюдения Луны.

В зависимости от целей наблюдения рекомендуется применять различные увеличения. При общем обзоре лунной поверхности следует применять окуляр, дающий увеличение 30-40 раз; при изучении деталей рельефа – максимальное увеличение 60-80-120 раз; при наблюдении пепельного света Луны – минимальное увеличение. Для уменьшения общей яркости и возрастания контрастности деталей лунного диска можно применять слабые "нейтральный серый" и ли желтый светофильтры.

Навести телескоп на Луну. Даже беглый взгляд видит гористый характер ее поверхности. Если виден пепельный свет Луны, нужно объяснить учащимся его природу и дать им полюбоваться. Ознакомить учеников с основными деталями рельефа: морями, кратерами, горами, вкратце рассказать об их физической природе и истории происхождения названий. Предложить учащимся найти сначала на лунных картах и глобусе, а затем в телескоп, в зависимости от возраста Луны – т.е. от условий ее видимости, следующие моря: Кризисов, Спокойствия, Нектара, Холода, Дождей, Ясности, Паров, Облаков, Влажности и океан Бурь. Обратить внимание учащихся на терминатор Луны и задать вопрос: чем объяснить резкость и отчетливость линии терминатора? (Отсутствием у Луны атмосферы).

Повысить увеличение телескопа до максимально возможного для данных погодных условий. Становится хорошо заметна материковая часть Луны, горы и кратеры. Предложите ученикам найти сначала на лунных картах и глобусе, а затем в телескоп, в зависимости от возраста Луны, некоторые кратеры: Птолемей, Альфонс, Коперник, Кеплер, Аристарх, Геродот; горы: Тенериф, Прямой хребет, Альпы, Кавказ, Апеннины, Тавр; отдельные горные вершины: Питон, Пико.

Задаем ученикам вопросы: Как возникли кратеры на Луне? (Они имеют ударную и вулканическую природу). Как их можно различить по внешнему виду? (вулканические, как правило, имеют хорошо сохранившуюся центральную горку). Предлагаем указать кратеры вулканического и ударного происхождения. Просим объяснить природу лучевых систем у кратеров Коперник, Кеплер, Тихо (это молодые кратеры ударного происхождения: лучевые системы представляют собой выбросы породы при взрыве столкнувшегося с Луной космического тела). Как можно отличить старые кратеры от молодых? (по количеству мелких "паразитических" кратеров позднего происхождения внутри и на валу основного кратера). Прекратилась ли сейчас на Луне вулканическая деятельность?

Показываем школьникам районы наблюдения нестационарных явлений: кратеры Аристарх, Геродот, Альфонс, Платон. Коротко рассказываем (напоминаем) о космических исследованиях Луны и показываем районы прилунения АМС "Луна-2", "Луна-9", "Луна-16", "Луноход-1" (СССР) и "Аполлон-11" (США); сообщаем имена первых астронавтов, высадившихся на Луне (Н. Армстронга и Э. Олдрина), сообщаем о перспективах исследования и освоения Луны.

При наличии времени и достаточного количества телескопов можно предложить некоторым учащимся зарисовать некоторые детали лунной поверхности: море Кризисов, залив Радуги, кратеры Альфонс, Коперник, Кеплер, Тихо, Аристарх, горные хребты Кавказ и Апеннины. Если объект лежит близ терминатора, то полезно повторить зарисовку через 25-30 минут, в конце урока, чтобы убедиться в изменении вида объекта из-за изменений условий освещенности.

Завершают урок телескопические наблюдения планет.

Планеты Меркурий и Венера наблюдаются рано утром перед рассветом или вечером, на закате, в сумерках.

Меркурий почти постоянно скрывается в лучах Солнца и в средних широтах наблюдать его очень сложно, наилучшие условия наблюдений возникают во время элонгаций. В школьные телескопы можно наблюдать лишь фазы Меркурия, свидетельствующие о шарообразности планеты. Резкость линии терминатора доказывает отсутствие атмосферы. Наблюдения смены фаз Меркурия в течение 2-3 недель показывают, что их последовательность противоположна смене лунных фаз.

Наблюдения Венеры лучше всего проводить между элонгацией и нижним соединением. Из-за колебаний воздуха в приземных слоях удобнее всего наблюдать Венеру, когда ее высота над горизонтом превышает 20њ -25њ . Для уменьшения яркости диска рекомендуется применять слабый нейтрально-серый, желтый и голубой светофильтры. Поскольку планета обладает плотной атмосферой, в школьный телескоп невозможно рассмотреть на ней какие-либо детали, кроме фаз, терминатора и, изредка, с максимальным увеличением, темных и светлых пятен на диске – атмосферных образований. Плотная атмосфера размывает терминатор и он не имеет такой четкости как у Луны и Меркурия. Благодаря рефракции света в атмосфере Венеры при фазах менее 0,2 ее терминатор имеет вид серпа со значительным удлинением рогов, которые иногда сходятся друг с другом и образуют сумеречную дугу (явление Шретера). Рекомендуем зарисовать телескопический вид Венеры с деталями терминатора и облачного покрова (с применением красного, зеленого и синего светофильтров).

Марс является весьма трудной планетой для телескопических наблюдений; имеет смысл проводить их лишь в эпохи противостояний, когда видимые угловые размеры диска планеты превышают 15ќ . Неопытный наблюдатель даже в сильный телескоп ничего не увидит на поверхности Марса; наблюдения в школьные телескопы обычно вызывают разочарование учащихся, много слышавших об этой планете. Во время противостояний на диске Марса можно видеть лишь полярные шапки и некоторые "моря" с расплывчатыми контурами. Рекомендуем зарисовать телескопический вид Марса с различными деталями поверхности, применяя для наблюдений оранжевый, голубой и зеленый светофильтры. Сравнение рисунков, сделанных с интервалом в 2-3 часа, позволяет убедиться во вращении Марса вокруг своей оси и определить этого вращения.

Юпитер – наиболее удобная и интересная планета для наблюдений в школьный телескоп. Самый неопытный наблюдатель легко замечает полярное сжатие планеты (ее полярный диаметр намного меньше экваториального) и темные полосы параллельно экватору; изредка можно видеть тропические полосы, которые тянутся по обе стороны экватора в 40њ от него. Редко в очень благоприятных условиях можно увидеть Большое Красное пятно. В школьный телескоп хорошо видны 4 наиболее крупных галилеевых спутника Юпитера: Ио, Европа, Ганимед и Каллисто, вращающихся вокруг планеты в плоскости ее экватора. С учебной целью можно рекомендовать следующие наблюдения:

а) Вращение Юпитера: при максимальном увеличении на заранее заготовленный шаблонный овал зарисовывают телескопический вид Юпитера и при этом особенно тщательно фиксируют положение 1-2 наиболее заметных деталей. Спустя 20-25 минут рисунок повторяют. Их сопоставление показывает перемещение контрольных деталей справа налево, т.е. действительное вращение планеты против часовой стрелки, и вычислить период вращения Юпитера вокруг своей оси (около 9h 20m).

б) Знакомство с атмосферой Юпитера: для более отчетливого выделения отдельных деталей облачного покрова полезно использовать желтый и оранжевый светофильтры.

в) Наблюдения системы галилеевых спутников с зарисовками положения относительно планеты и друг друга уже через час позволяют заметить их обращение вокруг планеты. Можно наблюдать за явлениями в системе спутников Юпитера: покрытиями и, при большом увеличении и еще большем везении, прохождениями спутников по диску планеты.

Сатурн в телескоп выглядит очень эффектно, особенно красивы кольца планеты. В школьные телескопы на диске Сатурна почти ничего не видно и кольцо кажется сплошным. Из спутников планеты можно увидеть Титан и, исключительно редко, Япет. Рекомендуем выполнять зарисовки Сатурна с кольцом и спутником с применением слабого желтого и оранжевого светофильтров.

Уран и Нептун невооруженным глазом не видны. Пользуясь "Астрономическим календарем", их нетрудно отыскать в небе. В телескоп при максимальном увеличении (80-120 раз) можно увидеть диск Урана, Нептун же остается зеленоватой спокойной звездочкой. Рекомендуем зарисовать положение этих планет среди звезд.

Плутон в школьные телескопы не виден.

Астероиды выглядят в телескоп неяркими звездочками. Данные об их положении приводятся в "Астрономическом календаре". С помощью зарисовок можно за 2-3 часа обнаружить их движение на фоне звезд. Рекомендуем обратить внимание на периодические изменения блеска у некоторых из них как признаки вращения вокруг своей оси и неправильной формы.

Лабораторные работы

1. Наблюдения спутников Юпитера

Оборудование: телескоп (подзорная труба, теодолит или призменный бинокль); график конфигураций спутников Юпитера на данный месяц ("Астрономический календарь"); тетрадь, карандаш, фонарик.

Порядок выполнения работы:

  1. Пользуясь "Астрономическим календарем" на данный год, определите условия видимости Юпитера.
  2. Проведите наблюдения 4 галилеевых спутников Юпитера с зарисовкой их положения относительно диска планеты и вида атмосферы планеты.
  3. Проведите 2-3 аналогичных наблюдения в последующие вечера.
  4. Пользуясь графиком конфигураций спутников, содержащиеся в "Астрономическом календаре", определите номера и названия спутников.
  5. Оформите результаты наблюдений следующим образом:
Дата и время наблюдения Конфигурация и номера спутников
запад Юпитер восток

6. 03. 1981, 22 ч.

Методические указания:

Пользуясь графиком конфигураций, следует помнить, что горизонтальные линии отмечают начало календарных суток с указанием дат по мировому времени. Поэтому время наблюдений спутников следует выражать в системе мирового времени: Т0 = Тд - n - 1, где Тд – момент наблюдения по декретному времени, n - номер часового пояса. Чтобы определить номер спутника, на графике проводят горизонтальную линию, соответствующую дате и моменту наблюдения по всемирному времени. Ее пересечение с кривыми графика обозначает положение спутников относительно планеты.

Конфигурации спутников на графике даны для наблюдений в телескоп с астрономическим окуляром. При наблюдениях в бинокль или подзорную трубу (теодолит) запад и восток меняются местами.

Отсутствие некоторых спутников означает их затмение, покрытие Юпитером или прохождение по диску планеты. Можно выбрать из "Астрономического календаря" моменты наступления (окончания) этих явлений и проверить с помощью секундомера точность расчетов ученых. Наиболее опытные и сильные ученики могут попробовать повторить опыт Ремера по определению скорости света из наблюдений за явлениями в системе спутников Юпитера. Методика опыта содержится в учебнике физики для 11 класса Г.Я. Мякишева и Б.Б. Буховцева.

2. Фотографирование Луны

Оборудование: телескоп; фотоаппарат "Зенит"; переходник, конверторы; "Астрономический календарь", тетрадь, карандаш, фонарик.

Фотографирование Луны удобнее всего производить вблизи первой или третьей четверти. Для контрастности и выразительности деталей лунной поверхности можно применять слабые желтый или голубой светофильтры. Фотопленка должна обладать возможно большей чувствительностью (400-1200 единиц ISO).

Порядок выполнения работы:

Рис. 7. Простейший переходник
от фотоаппарата "Зенит" к
школьному телескопу-рефрактору

1. Фотографирование Луны в главном фокусе инструмента: прикрепите к окулярному узлу переходник (рис. 7). Снимите объектив фотоаппарата, и привинтите камеру к переходнику на месте окулярного узла. Фотоаппарат нужно снабдить фототросиком. Экспозиция составляет, в зависимости от чувствительности пленки, от 1/60 до 1/125 секунды.

2. При съемке с конвертором последний ввинчивается между фотоаппаратом и переходником, при этом эквивалентное фокусное расстояние системы увеличивается в 2-3 раза в зависимости от типа конвертора. Экспозиция составляет от 1/60 до 1/30 секунды.

Размеры диска Луны на фотопленке составят: при съемке без конвертора с телескопом малый школьный рефрактор - 6 мм; с телескопом большой школьный рефрактор – 8 мм; 2-кратный конвертор повысит их размеры соответственно до 12 и 16 мм.

3. Фотографирование Луны с окулярным увеличением: фотоаппарат, не снимая объектива, крепят с помощью переходника усложненной конструкции к окулярному узлу, в котором устанавливается окуляр с минимальным увеличением. Эквивалентное фокусное расстояние системы рассчитывается по формуле: F = f * x , где x – увеличение телескопа, f - фокусное расстояние его объектива. Экспозиция составляет от 1/30 до 1/2 секунды.

В журнале наблюдений указываются: тип телескопа, диаметр и фокусное расстояние его объектива; тип и чувствительность фотопленки; время экспозиции; погодные условия; данные о проявлении и печати фотопленки.

3. Определение размеров объектов лунного рельефа

Оборудование: телескоп; окуляр с натянутым крестом нитей; секундомер; карта Луны или лунный глобус; "Астрономический календарь", тетрадь, карандаш, фонарик.

Порядок выполнения работы:

1. Определение линейных размеров деталей лунного рельефа.
Размеры деталей лунного рельефа можно определить вначале в долях диаметра Луны (3476 км), а затем выразить измеренные величины в километрах.
Более точные измерения при помощи окуляра с максимальным увеличением и натянутым крестом нитей и секундомером выполняются следующим образом:
Наведите телескоп на Луну, оставьте его неподвижным и с помощью секундомера определите промежуток времени Т (с), за который весь лунный диск от одного края до другого пройдет суточным движением через нить. Угловой диаметр диска D на данные сутки можно узнать из "Астрономического календаря". За 1 секунду времени смещение диска составит . Отмечая промежуток времени t, в течение которого те или иные лунные образования пересекают нить, можно определить их размеры dd = v * t ; .
Рекомендуем выполнить работу для кратеров Коперник, Альфонс и других, размерами свыше 60 км, расположенных вблизи центра лунного диска.

2. Определение высоты деталей рельефа по измерениям длины их тени.

Определить относительную высоту деталей лунного рельефа можно по длине отбрасываемой ими тени. Длина тени определяется в градусной мере по методике измерения размеров лунных образований. Высота объекта вычисляется по формуле: , где t¢ – длина тени, величины Z и g вычисляются по известным селенографическим координатам измеряемого объекта (l , b ), точки наблюдений - центра видимого диска Луны (l 0, b 0) и точки Солнца (l¤ , b¤): .

Тень должна падать на ровную, не имеющую систематического повышения или понижения равнину, в противном случае точность измеряемой величины заметно снижается. Рекомендуемые объекты для наблюдений: вершины Пико и Питон, валы кратеров Кеплер, Коперник, Альфонс и т.д.

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Публикации с ключевыми словами: методика преподавания - преподавание астрономии - наблюдения - лабораторные работы - практические работы - учебная программа - учебные пособия - лекции - педагогический эксперимент - дидактика - контрольные работы - задача
Публикации со словами: методика преподавания - преподавание астрономии - наблюдения - лабораторные работы - практические работы - учебная программа - учебные пособия - лекции - педагогический эксперимент - дидактика - контрольные работы - задача
См. также:
Все публикации на ту же тему >>

Мнения читателей [11]
Оценка: 3.6 [голосов: 435]
 
О рейтинге
Версия для печати Распечатать

Астрометрия - Астрономические инструменты - Астрономическое образование - Астрофизика - История астрономии - Космонавтика, исследование космоса - Любительская астрономия - Планеты и Солнечная система - Солнце


Астронет | Научная сеть | ГАИШ МГУ | Поиск по МГУ | О проекте | Авторам

Комментарии, вопросы? Пишите: info@astronet.ru или сюда

Rambler's Top100 Яндекс цитирования