На первую страницу Методика преподавания астрономии
<< Предыдущая

Следующая >>

Методика проведения 5 урока
"Решение задач. Контрольная работа"

Цель урока: повторение, закрепление и контроль на качеством формирования системы основных понятий небесной механики.

Задачи обучения:

Общеобразовательные: обобщение, повторение и закрепление учебного материала:

- о небесной механике, практическом применении знаний по небесной механике и о связи ее с другими естественно-математическими науками;
- о движении космических тел в центральном поле тяготения, законах Кеплера и задачах 2-х, 3-х и n–тел;
- о космических явлениях, порожденных гравитационным взаимодействием космических тел и явлениях, порожденных гравитационным воздействием космических тел на Землю;
- о методах определения основных физических характеристик космических тел (расстояниях, размерах и массе), единицах измерения космических расстояний и космических скоростях;
- о теоретических и практических основах космонавтики.

Воспитательные: формирование научного мировоззрения и научной картины мира в ходе повторения и обобщения совокупности изученного материала по небесной механике; политехническое и трудовое воспитание в ходе изложения материала о практических способах применения знаний небесной механики в астрономии и космонавтике; патриотическое воспитание при ознакомлении с достижениями российской науки и техники в развитии астрономии и космонавтики.

Развивающие: формирование умений анализировать и делать выводы, решать задачи на применение законов небесной механики с использованием знаний по астрономии и физике (механике).

Ученики должны знать:

- законы движения космических тел в центральных полях тяготения Кеплера, о связи между формой орбиты и скоростью движения космических тел;
- основные понятия небесной механики: небесное тело; орбита и основные параметры орбиты небесного тела; космические скорости; законы движения небесных тел Кеплера; возмущения; задачи 2-х, 3-х и n–тел; спутники; захват; аккреция; приливы (приливное ускорение); прецессия и нутации.
- основные способы определения основных физических характеристик космических тел (расстояния, размеров, массы, плотности) и соответствующие формулы;
- основные астрономические величины, изучавшиеся в теме "Основы небесной механики" и формулы, выражающие связь между этими величинами.
- о теоретических и практических основах космонавтики.

Ученики должны уметь:

1) Использовать обобщенный план для изучения космических и небесных явлений.
2) Решать задачи на применение законов движения космических тел для расчета их орбит и космических скоростей.
3) Решать задачи на расчет основных физических характеристик космических тел (расстояний, размеров, массе, плотности, ускорения свободного падения на поверхности и т.д.)
4) Использовать звездные атласы, подвижную карту звездного неба и Астрономический календарь и справочники для определения положения Солнца, Луны и планет на небесной сфере по данным эфемерид.

План урока

Этапы урока

Методы изложения

Время, мин

1

Повторение всего ранее изученного материала, проверка знаний

Фронтальный опрос, беседа

10-15

2

Решение повышенной трудности и занимательных задач на повторение и закрепление всего ранее изученного материала

Работа у доски и в тетрадях

10-15

3

Контрольная работа

20

Задание на дом:

1. Повторение материала учебников:
 - Б.А. Воронцов-Вельяминова
: §§ 8-13;
 - Е.П. Левитана
: §§ 7-11;
 - А.В. Засова, Э.В. Кононовича
: §§ 7-11.

2. Выполнить задания из сборника олимпиадных задач В.Г. Сурдина [289]: 2.12; 9.6; 9.21.

Методика изложения материала

В начале урока производится повторение материала по всем вопросам, изучавшимся в теме "Основы небесной механики". В первую очередь нужно проверить понимание учащимися природы гравитационно-обусловленных космических процессов (существования гравитационно-связанных звездных и планетных космических систем, движения космических тел вокруг центра масс системы и в центральных полях тяготения, существования спутников, сферичности формы и существования атмосфер у массивных космических тел и т.д.) и явлений, порожденных гравитационным взаимодействием космических тел (возмущения, аккреция, захват). Ученики должны уметь объяснять явления, порожденные гравитационным воздействием космических тел на Землю (приливы и отливы, прецессия и нутации, изменении скорости вращения Земли и т.д.). Они должны знать законы движения космических тел в центральных полях тяготения (законы Кеплера): в обыкновенных и гуманитарных классах на уровне формулировок, в физико-математических классах – с выводом. Данный этап урока лучше всего проводить в форме фронтального опроса или беседы.

В это время часть учеников выполняет программируемые задания:

1. Сборник задач Г.П. Субботина [287], задания NN 110; 115; 129; 137; 138.
2. Сборник задач Е.П. Разбитной [244], задания NN 7.5; 9.1; 9.2; 10.4; 12.1; 12.2.
3. Страут Е.К. [276]: проверочные работы NN 3-4 темы "Строение Солнечной системы" (варианты 1-5).

Второй этап урока призван не только закрепить умения учеников решать задачи по небесной механике и основам космонавтики, но и сформировать у них новые понятия о применении совокупности знаний по небесной механике, космонавтике, астрометрии, физике, математике для решения проблем науки, техники и повседневных нужд людей.

Обсуждение материала предыдущего внеклассного занятия предоставляет великолепные возможности для создания проблемных ситуаций, реализуемых в решении нестандартных задач творческого характера. Пример: напомнив просмотр американского видеофильма "Цель – Луна" или соответствующие доклады учеников, можно предложить им решить проблемные задачи, описанные Е.Б. Гусевым [38]. Для этого необходимо привлечь знания по физике (механике) IX класса, астрономии и космонавтике. Мотивацией проблемы служат многочисленные сенсационные заявления вначале американской, а потом и российской прессы и телепередачи о том, что программа "Аполлон" – грандиозный обман и американцы на Луну не летали. "Аргументы" как правило знакомы ученикам: флаг США "развивается" в безвоздушном пространстве над поверхностью Луны, а сами астронавты передвигаются очень медленно, хотя при ослабленной в 6 раз силе тяжести они "очевидно" должны легко совершать громадные скачки и т.д. Когда ученики припомнят материал статей и телепередач и засомневаются, учитель заявляет, что опровергнуть эти заявления они могут сами – если вспомнят материал по физике IX класса. Далее на доске самостоятельно или с помощью учителя решается задача:

1. Астронавты на Луне использовали различные способы передвижения по ее поверхности: обычную ходьбу (скорость до 0,5 м/с) и бег вприпрыжку (скорость 1-1,5 м/с, до 2 м/с), отталкиваясь от поверхности обеими ногами. Сравнить скорости пешего передвижения на Луне и Земле (4,5 км/ч =1,25 м/с) обеими способами, если высота прыжка на Луне достигала 2 м. Время полета при прыжке равно времени соприкосновения с поверхностью.

Решение: а) Передвижение посредством ходьбы. При ходьбе человека ноги можно считать физическими маятниками (т.к. масса каждой ноги распределена вдоль ее длины), вынужденно колеблющимися в поле силы тяжести около своего вертикального положения равновесия. Люди ходят, переставляя ноги с резонансной частотой, почти совпадающей с частотой свободных колебаний. Циклическая частота свободных колебаний физического маятника: , где L – приведенная длина физического маятника. Скорость передвижения человека пропорциональна частоте перемещения ног: u ~ w  Þ  u ~ Ö` g. Отношение скоростей ходьбы астронавта на Земле и Луне: Þ . u л » 1,8 км/ч = 0,5 м/с. Скорость ходьбы астронавта по Луне в 2,5 раза медленнее, чем на Земле.

б) Передвижение посредством подпрыгивания. За 1 цикл от начала прыжка до соприкосновения с поверхностью горизонтальная составляющая скорости астронавта u х = u 0× cosa , где a – угол вектора начальной скорости с плоскостью горизонта. При a = 45њ длина прыжка максимальна. Средняя скорость передвижения u ср в 2 раза меньше скорости u х (т.к. в точке приземления нужно остановиться и приготовиться к новому прыжку): u ср = 0,5u х . Для нахождения начальной скорости используем формулу: u 0× sina = 2g× H, где Н – максимальная высота прыжка. Þ . Т.к. ctg 45њ = 1 u срЛ » 1,3 м/с = 4,7 км/ч. Передвижение по поверхности Луны посредством подпрыгивания в 3 раза быстрее ходьбы.

В результате решения ученики приходят к выводу, что большинство взрослых имеющих образование американцев не знают физики на школьном российском уровне. Учителю следует отметить роль иностранных ученых-эмигрантов (в том числе и российских) в развитии науки и техники США.

Другие задачи Е.Б. Гусева, сочетающие материал по физике, астрономии и космонавтике:

2. Астронавты на поверхности Луны выявили особенности лунного грунта: он образует горки с более крутыми склонами, нежели песок на Земле (как если бы песок был влажным), но при сборе совком образцов грунта они соскальзывали с него при самых небольших ускорениях совка, открытым совком надо было действовать гораздо медленнее и осторожнее, нежели на Земле. С чем связаны эти явления: с физическими свойствами грунта или меньшей силой тяжести?

Рис. 82

Решение: а) выясним, от чего зависит угол склона лунной горки. Пусть элементарный объем массой D m находится на склоне под углом a к горизонту. На него действуют 3 силы: тяжести ` FT = D m× g, реакции опоры` N и трения ` F.

В инерциальной системе, связанной с поверхностью Луны в состоянии покоя:` FT +` N+` F= 0.

Запишем уравнение в проекции на оси координат X и Y:

-D m× g× sina + F= 0

N - D m× g× cosa = 0, где F = m × N, m - коэффициент трения. Þ N = D m× g× cosa , D m× g× sina = m × m× g× cosa Þ tg a = m . Угол склона зависит только от коэффициента трения и не зависит от ускорения свободного падения. Вывод: т.к. лунный грунт образует горки с более крутыми склонами, чем песок на Земле, коэффициент трения частиц лунного реголита выше, чем у земного песка.

Рис. 83

б) Каковы предельные ускорения совка, собирающего грунт на Луне? Совок перемещается с ускорением` а в горизонтальной плоскости. Лунный грунт массой m останется в нем при перемещении с тем же ускорением. По II закону Ньютона в инерциальной системе, связанной с поверхностью Луны, сумма сил, действующих на грунт, равна: ` FT +` N+` F = m× ` а .
В проекции на оси координат X и Y: F= m× а
N - m× g = 0

Предельное значение ускорения, при котором грунт остается в совке: а = m × g - т.е. прямо пропорционально ускорению свободного падения на поверхности: допустимые ускорения при одинаковых коэффициентах трения грунта о совок на Луне в 6 раз меньше, чем на Земле.

3) Максимально возможная высота гор на поверхности планет определяется предельным давлением в основании горы, при котором начинает разрушаться кристаллическая решетка горных пород. Метод размерностей позволяет получить формулу: , где r – средняя плотность вещества, е – заряд электрона, m - масса атома элемента, входящего в состав горной породы. Считая максимальную высоту гор на Земле hЗ » 9 км, ускорение свободного падения на Марсе gM » 4 м/c2, оценить максимально возможную высоту марсианских [венерианских, лунных и т.д.] гор.

Решение: Написав выражения для условий Земли и Марса и разделив их друг на друга, получим: или . Исходя из вероятной тождественности химического состава и средней плотности горных пород на Земле и Марсе [можно усложнить решение, сообщив ученикам более точные сведения] Þ » 22 км.

Решение этой задачи имеет важное значение потому, что выводы из нее способствуют формированию понятия о том, что сила тяготения обусловливает шарообразной формы массивных космических тел – планет и звезд. Причины шарообразности формы планет можно объяснить на этом уроке, но лучше сделать это позднее, в следующем разделе курса астрономии при изложении материала о физической природе планетных тел.

Помимо вышеперечисленных задач рекомендуем выполнить 2-3 задания:

1. Определите расстояние, размеры, массу, ускорение свободного падения и I, и II космические скорости для Плутона, если синодический период его обращения 367d, параллакс 0,23ќ , угловые размеры 0,08ќ , а единственный спутник Плутона - Харон вращается на расстоянии 19640 км от него с периодом 6,38d .

2. Правда ли, что человек на астероиде Веста может улететь в космос, оттолкнувшись от него ногой? Размеры Весты - 525 км, средняя плотность 3,5 г/см3.

3. В числе вариантов "конца света", предсказанного для 2000 года, есть и такой: "Земля столкнется с астероидом и ось Земли "наклонится", отчего наступит новый "всемирный потоп". Столкновение Земли с астероидом действительно может иметь катастрофические последствия глобального масштаба - об этом вы узнаете в последующем разделе курса астрономии. А пока определите максимальный угол "сбоя" оси вращения Земли при столкновении с металлическим астероидом, имеющим при размере около 1 км массу 8,5 миллиардов тонн.

4. Задача городской астрономической олимпиады, проводившейся в 2000 г. в г. Магнитогорске:

В результате трения в верхних слоях атмосферы механическая энергия ИСЗ за много витков уменьшилась на 2%, но орбита осталась круговой. Как изменились при этом параметры орбиты: радиус r, скорость u , период обращения Т ?

На завершающем этапе урока с целью проверки качества усвоения астрометрических знаний и умений проводится небольшая контрольная работа. Желательно, чтобы в ней было не менее 2 вариантов заданий. Ограниченность времени урока определяет продолжительность выполнения контрольной работы в 20 минут. Рекомендуется включить в контрольную работу задания, предусматривающие расчет основных физических характеристик космических тел: массы, размеров и расстояния по известному годичному параллаксу и видимым угловым размерам.

В основе контрольных заданий может лежать материал "контрольной работы" и "контрольной работы с выбором ответа" для темы "Строение Солнечной системы " пособия Е.К. Страута [274a, с. 19-30].

В разработанном нами варианте контрольной работы все вышеупомянутые вопросы объединены в одном задании, имеющем практическую направленность:

Вариант 1:

Каковы размеры и масса планеты, если во время противостояния с Землей её горизонтальный параллакс 2,09ќ, а видимый диаметр 45ќ . Спутник вращается вокруг планеты на расстоянии 422 000 км, с периодом 1,77 суток. О какой планете идет речь?

Вариант 2:

Каковы размеры и масса планеты, если во время противостояния с Землей её горизонтальный параллакс 1,03ќ , а видимый диаметр 19ќ . Спутник вращается вокруг планеты на расстоянии 1 222 000 км, с периодом 15,9 суток. О какой планете идет речь?

Решения задач 2 варианта 1 и 2:

Расстояние до планет рассчитывается по формуле:

Размеры планет определяются по формуле: , где r - видимые угловые размеры светила, p - горизонтальный параллакс.

Массы планеты определяется по формуле, выведенной на основе Ш закона Кеплера, уточненного Ньютоном: , где М1 и М2 - массы небесных тел, m1 и m2 - соответственно массы их спутников, а1 и а2 - большие полуоси их орбит, Т1 и Т2 - сидерические периоды обращения.

Ответ к задаче варианта 1: Ответ к задаче варианта 2:
Юпитер; Сатурн;
r » 4,2 а.е. » 6,29 × 108 км; r » 8,5 а.е. » 1,28 × 109 км;
R » 11 RЗ » 71 490 км; R » 9 RЗ » 60 270 км;
М » 318 М З » 1,9 × 1027 кг. М » 95 М З » 5,7 × 1026 кг.

<< Предыдущая