Rambler's Top100Astronet    
  по текстам   по ключевым словам   в глоссарии   по сайтам   перевод   по каталогу
 

На первую страницу Методика преподавания астрономии
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Альтернативные варианты поурочного планирования:

1. В.И. Зинковский [69]:

N N уроков с начала года и в теме

Тема урока

Узловые вопросы

Демонстрации и ТСО

Межпредметные связи, повторение

Задание на дом

2/1

Созвездия. Звездные карты.

Небесные координаты

Понятие созвездия. Различие звезд по яркости (светимости), цвету. Звездная величина. Видимое суточное движение звезд.

Небесная сфера, ее основные точки, линии, плоскости. Звездная карта. Экваториальная система координат

Настенная карта звездного неба; небесный и географический глобусы; атлас звездного неба; модель небесной сферы; диапозитивы, рисунки и фотографии созвездий

Звезды, созвездия, Полярная звезда , созвездия Большой и Малой Медведицы; горизонт, плоскость и стороны горизонта; суточное и годичное движение Земли (природоведение, 3-5 кл). Меридианы и параллели, ориентирование с их помощью по карте. Различие в изображении на глобусе и карте. Географические координаты (география, 6 кл)

В.-В.:

§ 3, упр. 1, задание 1.

Первое вечернее наблюдение

3/2

Определение географической широты по астрономическим наблюдениям

Высота полюса мира над горизонтом. Суточное движение светил на разных широтах невосходящие, восходяще-заходящие, незаходящие звезды и созвездия. Кульминации. Истинные полдень и полночь. Высота светила в кульминации. Разбор задачи: с. 18-19 учебника, упр. 3 (2, 4)

Модель небесной сферы; атлас звездного неба; настенная карта звездного неба; географические глобус и карта полушарий Земли. Высотомер, школьный теодолит

Ориентирование на местности. Суточное движение Земли (природоведение, 3-5 кл.). Градусная мера угла, транспортир, построение углов заданной величины (математика, 3-5 кл.)

В.-В.:

§ 4 , упр. 2, 3 (1, 3), задание 2

Второе вечернее наблюдение

4/3

Эклиптика. Видимые движения Солнца и

Луны

Видимые движения Солнца, Луны, звезд, планет. Причина "запаздывания" кульминаций. Эклиптика. Солнцестояния и равноденствия. Зодиакальные созвездия. Собственное движение Земли, Луны, планет

Модель небесной сферы; атлас звездного неба; настенная карта звездного неба; географический глобус Земли. Высотомер, школьный теодолит

Суточное и годовое движение Земли. Луна – спутник Земли (природоведение, 3-5 кл.). Природно-климатические закономерности (география, 6 кл.). Движение по окружности: период и частота (физика, 9 кл.)

В.-В.:

§ 5, упр. 4 (2), задание 3

6/5

Элементы практической астрономии. Время и календарь

Средняя длительность солнечных суток. Службы Солнца и точного времени. Применение астрономии в картографии. Солнечный год. Юлианский и григорианский календари. Самостоятельная работа (10-15 мин).

Модель небесной сферы; настенная карта звездного неба; географический глобус Земли. Маятниковые и солнечные часы. Метроном, секундомер, кварцевые часы. Карты и фотографии земной поверхности. Таблица "Земля в космическом пространстве"

Географические координаты, счет времени и способы ориентирования, картографическая проекция (география, 6-8 кл.) Колебательное движение (физика, 8 кл.)

В.-В.:

§ 7

2. Пособие "Методика преподавания астрономии в средней школе" [174].

I вариант поурочного планирования:

Урок 1(1). Звездное небо

Цель урока: познакомить учащихся с созвездиями и наиболее яркими звездами, звездными картами, суточным вращением неба; показать возможность проведения на небе угловых измерений.

План изложения нового материала:

  1. Угловые измерения на небе.
  2. Видимое суточное движение звезд. Созвездия.
  3. Изображение звездного неба на звездных картах. Основные точки и круги небесной сферы.

Задание на дом: §2 (1,2), 3 (1-3).

Урок 2(2). Вид звездного неба на различных широтах

Цель урока: Объяснить зависимость высоты полюса мира над горизонтом от географической широты и дать понятие о суточном движении светил на различных широтах.

План изложения нового материала:

  1. Связь высоты полюса мира с географической широтой.
  2. Кульминации. Восход и заход светил.
  3. Суточное движение светил на различных широтах.

Задание на дом: §3 (4-6). Смонтировать подвижную карту звездного неба и с ее помощью определить момент верхней кульминации нескольких ярких звезд в заданный день года.

Урок 3(3). Небесные координаты. Эклиптика

Цель урока: объяснить принцип определения положения светил на небе по их координатам; дать понятие о видимом годичном движении Солнца на эклиптике.

План изложения нового материала:

  1. Экваториальные координаты (склонение и прямое восхождение) и их аналогия с географическими координатами.
  2. Видимое движение Солнца, Луны и планет на фоне звезд. Эклиптика.

Задание на дом: § 4, 5 (1). Упр. 3, N 1- 3.

Урок 4(4). Элементы практической астрономии

Цель урока: дать понятие о счете времени и применении астрономии в геодезии и картографии.

План изложения нового материала:

  1. Основные единицы измерения времени.
  2. Зависимость вида неба от времени и положения на Земле.
  3. Принципы определения географической широты и долготы. Понятие о применении астрономии в картографии и навигации.

Задание на дом: § 3 (4), 5 (2-4). Упр. 4, N 1-3.

II вариант поурочного планирования:

Урок 1. Звездное небо и звездная карта

План изложения нового материала:

  1. Небесная сфера (угловые измерения на сфере, ось мира, небесный экватор).
  2. Экваториальные координаты.
  3. Модель небесной сферы и звездная карта.
  4. Работа с координатной сеткой карты.

Задание на дом: § 3 (1-3 – до определения оси мира), 5 (1). Упр. 3, N 1-2. Изготовить накладной круг к звездной карте.

Урок 2. Вращение Земли и условия видимости звезд

План изложения нового материала:

  1. Отвесная линия и горизонт.
  2. Высота и азимут светила.
  3. Вид звездного неба на полюсе и на экваторе Земли.
  4. Суточное движение звезд для наблюдателя в средних широтах. Высота полюса мира над горизонтом.
  5. Кульминации. Небесный меридиан, стороны горизонта. Связь географической широты места и высоты светила в кульминации. Принцип определения широты.
  6. Работа с подвижной картой звездного неба.

Задание на дом: § 3 (3-5), 5 (2). Упр. 1, N 1, 2; упр. 3, N 1-3.

Урок 3. Обращение Земли вокруг Солнца и связанные с ним явления.

Эклиптика и "блуждающие" светила

План изложения нового материала:

  1. Годичное движение Земли. Эклиптика. Зодиакальные созвездия.
  2. Небесные явления, связанные с изменением экваториальных координат Солнца в течение года.
  3. Видимое движение планет.

Задание на дом: § 4, 5 (2).

Урок 4. Понятие о способах счета времени и практических применениях астрономии

План изложения нового материала:

  1. Солнечные сутки. Задачи Службы Времени.
  2. Местное, поясное и декретное время.
  3. Принцип определения географической долготы.
  4. Некоторые задачи практической астрономии.
  5. Календарь.

Задание на дом: § 5 (3, 4).

Из замечаний к II варианту поурочного планирования:

Урок 1. Звездное небо и звездная карта

План изложения нового материала:

  1. Небесная сфера (угловые измерения на сфере, ось мира, небесный экватор).
  2. Экваториальные координаты.
  3. Модель небесной сферы и звездная карта.
  4. Работа с координатной сеткой карты.

Задание на дом: § 3 (1-3 – до определения оси мира), 5 (1). Упр. 3, N 1-2. Изготовить накладной круг к звездной карте.

3. Е.П. Левитан [119]

Урок 1(1). Звездное небо

План изложения нового материала:

1. Звездное небо. Его суточное вращение. Различие звезд по блеску и цвету. Созвездия.

2. Изображение звездного неба на звездных картах. Основные точки и круги небесной сферы.

3. Определение широты.

4. Кульминации. Восход и заход светил.

Урок 1 (2 вариант). Небесная сфера и ее значение для практики

Цель урока: обосновать практическую необходимость ведения понятия небесной сферы и рассмотреть ее основные линии и точки.

План изложения нового материала:

  1. Суточное вращение неба как отражение вращения Земли.
  2. Понятие о небесной сфере и измерениях на ней.
  3. Основные линии и точки небесной сферы.

Урок 2. Небесная сфера и Земля

Цель урока: объяснить связь между линиями небесной сферы и Земли и дать предварительное понятие о видимом движении светил.

План изложения нового материала:

  1. Линии небесной сферы и Земли.
  2. Кульминации светил.
  3. Ориентировка на местности по Солнцу и звездам.
  4. Понятие о видимом перемещении Луны и планет.
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Публикации с ключевыми словами: методика преподавания - преподавание астрономии - наблюдения - лабораторные работы - практические работы - учебная программа - учебные пособия - лекции - педагогический эксперимент - дидактика - контрольные работы - задача
Публикации со словами: методика преподавания - преподавание астрономии - наблюдения - лабораторные работы - практические работы - учебная программа - учебные пособия - лекции - педагогический эксперимент - дидактика - контрольные работы - задача
См. также:
Все публикации на ту же тему >>

Мнения читателей [11]
Оценка: 3.6 [голосов: 435]
 
О рейтинге
Версия для печати Распечатать

Астрометрия - Астрономические инструменты - Астрономическое образование - Астрофизика - История астрономии - Космонавтика, исследование космоса - Любительская астрономия - Планеты и Солнечная система - Солнце


Астронет | Научная сеть | ГАИШ МГУ | Поиск по МГУ | О проекте | Авторам

Комментарии, вопросы? Пишите: info@astronet.ru или сюда

Rambler's Top100 Яндекс цитирования