Наблюдательные характеристики областей образования массивных звезд
<< 3. Трассеры физических условий | Оглавление | 5. Свойства областей звездообразования >>

4. Обзоры областей образования массивных звезд

В последние годы были проведены обширные обзоры ИК источников, мазеров и ультракомпактных зон H II в линиях молекул, являющихся индикаторами плотного газа, таких как CS и NH [1,5,14,16,17,22,23]. Группой сотрудников ИПФ РАН совместно с зарубежными коллегами также проведен поиск плотных ядер в областях образования массивных звезд. С этой целью выполнен обзор мазеров HO в линии CS. В отличие от большинства упомянутых выше обзоров основная часть обнаруженных источников была прокартирована в этой линии. Кроме того, проведены наблюдения линий изотопа CS и СО. Отдельные объекты наблюдались в нескольких переходах CS. На этой основе определены основные физические характеристики ядер. Обзор охватывает как северную, так и южную полусферы, т.е. как внешнюю, так и внутреннюю Галактику. Это дает возможность исследовать зависимость параметров ядер от положения в Галактике.

Сравнительно недавно нами выполнен обзор массивных ядер во многих переходах молекулы изоциановой кислоты (HNCO) на частотах от 22 ГГц до 460 ГГц [24]. Эта молекула возбуждается в наиболее плотных частях облаков и, кроме того, благодаря особенностям энергетической структуры, весьма чувствительна к излучению дальнего ИК диапазона. Были зарегистрированы переходы с энергией возбуждения  К.

Одновременно с наблюдениями HNCO наблюдались важные переходы ряда других молекул, в первую очередь 18O и SO. Содержание некоторых молекул, в частности, SO сильно возрастает за фронтами ударных волн, создаваемых высокоскоростными потоками. Вследствие этого они могут быть хорошими индикаторами таких потоков, не подверженными влиянию эффекта "путаницы", как CO. Параметры же потоков могут быть определены по линиям CO, оптическая толща в которых заведомо мала.

Недавно в направлении 57 близких маломассивных ядер, где происходит образование изолированных звезд, были получены карты в линии NH(1-0) [7]. Молекула NH была выбрана как эффективный индикатор спокойного и холодного газа с высокой плотностью, линии которой обладают умеренной оптической толщиной ( ) и относительно высокими интенсивностями ( K) [21], что дает возможность детально исследовать морфологию и внутренние движения газа в ядрах.

Нами выполнен обзор в той же линии в направлении массивных плотных ядер, где происходит звездообразование в кластерах, с целью оценки их физических параметров и дальнейшего сравнения с параметрами ядер малой массы. Объекты для наблюдений были отобраны из списка наблюдавшихся нами ранее плотных ядер в линии CS, а также из базы данных наблюдений в линиях аммиака [13] в соответствии со следующими критериями: наличие внутренних кластеров по данным наблюдений в ИК диапазоне, достаточная близость объектов ( кпк), наличие протяженных областей излучения CS или NH () для получения достаточно подробных карт в линии NH(1-0). В случаях, когда сведений о наличии внутренних кластеров не было, отбирались источники с высокими ИК-светимостями ( L), что может считаться косвенным свидетельством наличия внутреннего звездного кластера [13]. Всего для наблюдений были отобраны 35 объектов, отвечающих данным критериям.

Публикации с ключевыми словами: звезды - звездообразование - Радиоастрономия - Межзвездная среда - химический состав