Наблюдательные характеристики областей образования массивных звезд
<< 1. Введение | Оглавление | 3. Трассеры физических условий >>

2. Индикаторы областей массивного звездообразования

Массивные звезды сильно влияют на окружающую их межзвездную среду. Во-первых, их излучение ионизует окружающий газ, создавая зоны H II. На ранних стадиях, пока звезда находится глубоко в родительском молекулярном облаке, это так называемые ультракомпактные зоны H II, которые характеризуются малыми размерами (обычно  см), высокой электронной концентрацией (  см) и высокой мерой эмиссии (  пк см. Во-вторых, вновь образовавшиеся звезды нагревают пыль и газ вокруг себя. Нагретая пыль создает мощное излучение в ИК диапазоне (поскольку молодая звезда глубоко погружена в родительское облако, большая часть ее излучения поглощается и переизлучается пылью). Важной характеристикой является спектр излучения пыли. Особенности этого спектра используются для идентификации объектов разного типа. Менее очевидные индикаторы - это молекулярные мазеры. Оказывается, физические условия в окрестностях молодых массивных звезд благоприятны для возбуждения мазерного излучения ряда молекул, в частности, молекулы воды (например, [15]).

Следует иметь в виду, что перечисленные индикаторы соответствуют разным этапам эволюции молодых звезд. Так, мазеры 2O, видимо, появляются чуть раньше, чем обнаружимые зоны H II [9,10]. При этом все эти индикаторы относятся к тем стадиям, когда звезда уже существует. Однако, одна из наиболее интересных задач - это исследование ядер, в которых звезда еще только формируется. В последние годы предпринимались значительные усилия по поиску таких объектов.

<< 1. Введение | Оглавление | 3. Трассеры физических условий >>