Rambler's Top100Astronet    
  по текстам   по ключевым словам   в глоссарии   по сайтам   перевод   по каталогу
 

На первую страницу Методика преподавания астрономии
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

§ 59. Солнце.

Изложение раздела о Солнце и планетах надо начать с напоминания о роли Солнца как притягивающего центра и с соотношений размеров, объёмов и масс планет. При этом следует поменьше вводить больших чисел и побольше наглядных представлений; необходимо показать картину соотношения размеров и использовать наглядные модели, состоящие из шариков, соответствующих размерам Солнца и планет.

Изложение, которое всегда должно исходить от фактов, полученных из наблюдений, естественно, делится на две части:

1) описание вида Солнца в обычных условиях; 2) вид Солнца во время полного затмения и при помощи специальных спектральных инструментов. Можно с самого начала изложения показать две картины, соответствующие этим двум частям, чтобы далее, не разрывая изложения, рассказать всё содержание знаний о Солнце. Эти две картины (солнечное затмение лучше показывать в красках) следует обстоятельно разъяснить и познакомить учащихся с теми наименованиями, которые учитель будет применять в дальнейшем, показывая их на рисунках: фотосфера, пятно и его части, гранулы, корона, протуберанец, хромосфера.

Самое описание Солнца учитель должен начинать с фактов, даваемых наблюдениями, - с пятен, факелов, вращения Солнца. Наблюдения даже с элементарными средствами очень легко могут показать учащимся вращение Солнца (перемещение пятен). Главное внимание учитель должен обратить на изменение вида пятен, на постоянное движение на поверхности Солнца и в связи с этим дать понятие о грануляции и о движении гранул.

При описании пятен обязательно надо отметить историю их открытия и то значение, которое это открытие в истолковании Галилея получило в борьбе за теорию Коперника. При изложении периодичности пятен недостаточно дать картину кривой солнечных пятен за прошлые годы; очень хорошо, если учитель сможет сообщить учащимся данные о состоянии поверхности Солнца за последние годы и за текущий год (подъём или спуск кривой; рис. 71).


Рис. 71. Кривая числа солнечных пятен за последние два цикла.

По наблюдениям последних лет максимум солнечных пятен был в 1947 г., но убывание числа солнечных пятен шло медленно, минимум наступил в 1954 г. и начался новый цикл. Следует иметь в виду, что уверенно указать минимум пятен можно только после того, как он прошёл и началось возрастание числа пятен.

При изложении спектроскопии Солнца учитель должен обратить внимание только на основные элементы, входящие в состав солнечной атмосферы, и дать общее понятие о количестве этих элементов в хромосфере. При этом не надо забывать об истории открытия гелия сначала на Солнце, а потом на Земле и напомнить о практических применениях гелия.

Последующий переход к солнечной короне и к протуберанцам весьма естественен. Его надо сделать, пользуясь набором картин. Изложение метода наблюдения протуберанцев довольно трудно; его можно начать с показа цветного диапозитива, то закрывая объектив проекционного аппарата красным светофильтром, то открывая; учащиеся из этой демонстрации убедятся, насколько хорошо выявляются детали в монохроматическом свете. Рассказывая о методе наблюдений протуберанцев, надо указать, что только спектроскоп даёт возможность вести наблюдения в таком узком участке спектра, который соответствует линии испускания протуберанцев, так как яркость фона неба при этом ослабляется. По окончании такого изложения остаётся соединить отдельные сведения в одну общую картину процессов, развивающихся на Солнце, и на диапозитивах и в наглядных примерах дать представление о их масштабах.

При этом надо особенно обратить внимание на единство всех вообще явлений на Солнце. Графики хода различных явлений за время одного цикла хорошо представят им эти связи. Точно так же полезно показать вид солнечной короны в минимумах и максимумах солнечной активности. Рассказ о солнечной короне необходимо соединить с кратким описанием исследовании, проведенных советскими астрономами, и указать плодотворность работ наших экспедиций для наблюдения затмений.

При изложении сведений об энергии Солнца учитель должен указать температуру его поверхности и недр и надлежащим образом осветить вопрос об источнике этой энергии. Нужно дать представление о современных взглядах на этот вопрос и обратить внимание учащихся на значение исследований строения атома и ядерных реакций для создания теории внутреннего строения и излучения Солнца.

За последнее время много сделано в изучении влияния Солнца на физические процессы на Земле (службы Солнца). Поэтому следует кратко рассказать не только уже давно известные действия солнечной активности на земной магнетизм и полярные сияния, но и о других, в частности о воздействии на радиопередачи. Краткое описание полярных сияний полезно сопроводить демонстрацией свечения трубок с разреженными газами и, дав краткое объяснение явлению, указать на замечательные предвидения М.В. Ломоносовым сущности этого явления. При этом учитель должен указать на достаточную исследованность этих связей, дающую возможность предусматривать влияние активности Солнца на радиопередачи и на учёт влияния солнечной активности на погоду.

От этого вопроса о связи земной жизни с Солнцем естественно и полезно перейти к изложению вопроса о возможности непосредственного использования солнечной энергии, указав при этом на существующие у нас в южной части СССР гелиоустановки. Долго останавливаться на этом вопросе нельзя по недостатку времени, но вкратце затронуть его полезно, предложив окончательную разработку в кружке.

При этом надо разъяснить большое значение лесонасаждений как одного из лучших способов использования солнечной энергии. Лесонасаждения превращают солнечную энергию в жизненно необходимые продукты непосредственно и, кроме того, одновременно способствуют преобразованию засушливых местностей, где лучи Солнца губят урожаи, в территории урожайные, производящие. При этом следует сопоставить научный подход к вопросу об источниках энергии Солнца с религиозно-мистическим поклонением Солнцу, вылившимся в обожествление его (прямое или скрытое) в различных религиях.

Описание Солнца и его значения для жизни Земли важно не только для раскрытия процессов, происходящих на одной из звёзд, к которой мы так близки. Так как от солнечного излучения зависит и жизнь планет, то невозможно было бы исследовать условия жизни на них без учёта природы излучения Солнца.

Чтобы показать состояние исследований Солнца в СССР. нужно не просто упоминать имена учёных, а в порядке рассказа о современном знании природы Солнца, разъяснять в меру понимания учащихся сущность и значение достигнутого. В виде общего обзора надо указать наши обсерватории, участвующие в "службе Солнца", и объяснить сущность и цель её.

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Публикации с ключевыми словами: методика преподавания - преподавание астрономии - учебные пособия - демонстрации - звездное небо - школьный атлас - звездная карта - звездные карты - модель - численное моделирование - наблюдения - солнечные часы - планетарий - планирование занятий - наглядные пособия
Публикации со словами: методика преподавания - преподавание астрономии - учебные пособия - демонстрации - звездное небо - школьный атлас - звездная карта - звездные карты - модель - численное моделирование - наблюдения - солнечные часы - планетарий - планирование занятий - наглядные пособия
См. также:
Все публикации на ту же тему >>

Мнение читателя [1]
Оценка: 3.3 [голосов: 182]
 
О рейтинге
Версия для печати Распечатать

Астрометрия - Астрономические инструменты - Астрономическое образование - Астрофизика - История астрономии - Космонавтика, исследование космоса - Любительская астрономия - Планеты и Солнечная система - Солнце


Астронет | Научная сеть | ГАИШ МГУ | Поиск по МГУ | О проекте | Авторам

Комментарии, вопросы? Пишите: info@astronet.ru или сюда

Rambler's Top100 Яндекс цитирования