На первую страницу Методика преподавания астрономии
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

§ 56. Методы астрофизики.

Так как оптика проходится в самом конце курса физики Х класса, учитель астрономии вынужден кратко рассказать и об устройстве трубы, и о фотометрии, и о спектроскопии. Но преподавание астрономии по большей части ведётся учителем физики и это несколько облегчает дело обучения.

Надо познакомить учащихся с применением оптики в астрономии путём демонстраций несложных опытов и установок, причём учитель этим самым облегчит и прохождение курса физики. Необходимо составить из линз и зеркал (на оптической скамье) рефрактор и рефлектор и показать их действие. При общем объяснении рефлекторов следует показать чертёж (в разрезе) менискового телескопа Максутова и объяснить, в чём заключаются его преимущества.

На основе опыта с разложением света на цвета следует рассказать и о спектральном анализе. Желательно это сделать с показыванием спектра на экране сначала непрерывного, а потом с натриевой линией излучения. Спектр дневного света (солнечный) нетрудно показать хотя бы с небольшим спектроскопом прямого зрения.

Весьма хорошо удаётся показывание метода получения спектров многих звёзд, причём можно наглядно показать различную интенсивность частей спектра у звёзд неодинаковой цветности.

Объяснения смещения спектральных линий в этой части курса дать нельзя, приходится или входить в разъяснения волновой теории света (к чему учащиеся ещё не подготовлены), или просто сообщить о наличии такого явления. Поэтому же приходится только упомянуть, не разъясняя самого метода, точный расчёт этого смещения А. А. Белопольским. Легче даётся объяснение связи спектра с температурой, так как можно прежде всего напомнить, а ещё лучше показать, что при нагревании всякое тело сначала бывает красноватым и только при высокой температуре доходит до белого свечения. Чтобы сопоставить это со спектром, можно, установив реостат, показывать спектр электрической лампочки при повышении напряжения. Именно в этом месте курса надо более подробно показать и объяснить экваториальную установку, как совершенно необходимую для астрофизических наблюдений.

После этого следует рассказать о применении фотографии в астрономии и показать несколько фотографий тех светил, которые учащиеся уже знают из наблюдений, обращая внимание учащихся на то, что фотография часто показывает детали, невидимые глазом даже в сильнейшие телескопы (в ультрафиолетовых лучах), и даёт возможность не только определять положения светил, но и соотношение их яркостей. В этой части изложения очень полезно показать картину, изображающую одну и ту же область неба, как она видима невооружённым глазом, в небольшую трубу и при фотографировании большим инструментом.

Описав в общем современную астрономическую обсерваторию и наличие в ней не только астрономических инструментов, но и астрофизических и подсобных лабораторий, нужно показать карту СССР с отмеченными на ней обсерваториями и указать главнейшие из них. Значение Пулковской обсерватории для астрометрии уже описано, теперь надо указать её астрофизические работы и их значение. Естественно, и даже необходимо учащимся узнать и о той обсерватории, которая является ближайшей, местной или национальной. Если есть фотографии её, то нужно их показать, разъяснить её работы и назначение.

<< Предыдущая