Методика преподавания астрономии
<< Предыдущая |
§ 50. Календарь.
Изучение измерения времени заканчивается ознакомлением с календарным счётом. Основной задачей является изучение того счёта времени, который, будучи международным, принят у нас в СССР. При этом надо вести изложение в историческом порядке, обратив внимание учащихся, что только советская власть немедленно перешла у нас к новому стилю, в то время как в царской России влиятельные реакционные группы, исполняя требования церкви, всеми силами сопротивлялись такой реформе.
Точно так же следует разъяснить мифичность принятой эры ("н. э.", или эра "от Р. X."), указав, что почти все эры - от "основания города Рима", от "сотворения мира" и т. п. - ведут своё начало от событий или неточно известных, например основания Рима, или совершенно неопределимых и сомнительных. Начало эры "от Р. X." никак не может быть определено; дата рождения Христа, так как оно описано в евангелии, естественно, не была записана, даже если бы такое событие имело место, да и само рождение и личность Христа, как известно, мифичны.
Совершенно неприемлема эра от "сотворения мира".
Изложение самой системы счёта времени следует начать с указания на несоизмеримость тех естественных единиц, которыми измеряются календарные промежутки времени (сутки, тропический год, месяц), чтобы этим показать невозможность построения абсолютно точного календаря. Изложение следует вести в историческом порядке, и прежде всего, указав на ошибки доюлианских календарей, объяснить структуру юлианского. При этом необходимо дать объяснение слова "високосный" (bissextilus - т. е. дважды шестой).
Дальнейшее изложение нового стиля полезно проводить, написав табличку годов, в которой в одном столбце написан юлианский счёт, в другом "новый стиль", в третьем - разница в днях, и при этом подчеркнуть високосные годы в обеих системах счёта. Иногда учащиеся неясно представляют, почему юлианский счёт при большей продолжительности года отстаёт от природы. Чтобы наглядно продемонстрировать это, можно заготовить две шкалы на бумаге и, прикладывая одну к другой в начале их, наглядно показать отставание юлианского стиля.
Может представить интерес справка о существующих в настоящее время названиях месяцев у некоторых народов СССР. Эти названия (например, на Украине или в Белоруссии) соответствуют ходу природных явлений. Современный календарь. которым пользуются почти все народы, имеет в себе много анахронизмов (например, названия месяцев, начальная эра). Следует объяснить учащимся, что необходимо отделять научные принципы построения календаря и практически необходимые разделения года (месяц, неделя) от этих анахронизмов, сохраняющихся просто вследствие того, что ими человечество пользовалось более полутора тысяч лет и пока ещё приходится сохранять эту преемственность.
По окончании этого отдела полезно уделить хотя бы небольшое время на просмотр и повторение пройденного, обращая главное внимание именно на те понятия, которые будут особенно необходимы в следующей главе учебника, посвященной основам теоретической астрономии.
<< Предыдущая |
Публикации с ключевыми словами:
методика преподавания - преподавание астрономии - учебные пособия - демонстрации - звездное небо - школьный атлас - звездная карта - звездные карты - модель - численное моделирование - наблюдения - солнечные часы - планетарий - планирование занятий - наглядные пособия
Публикации со словами: методика преподавания - преподавание астрономии - учебные пособия - демонстрации - звездное небо - школьный атлас - звездная карта - звездные карты - модель - численное моделирование - наблюдения - солнечные часы - планетарий - планирование занятий - наглядные пособия | |
См. также:
Все публикации на ту же тему >> |