Rambler's Top100Astronet    
  по текстам   по ключевым словам   в глоссарии   по сайтам   перевод   по каталогу
 

На первую страницу Методика преподавания астрономии
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

§ 39. Планетарий.

Рис. 53. Аппарат планетарий.

Одним из учебных пособий является планетарий - аппарат, воспроизводящий видимое звёздное небо и его суточное вращение, видимое движение планет, Солнца, Луны и некоторые другие явления. Первый аппарат планетарий и соответствующее здание у нас в СССР был установлен и начал работать в 1929 г. в Москве. Благодаря мастерству советских техников и научных работников, в первую очередь К.Н. Шистовского, этот аппарат, изготовленный фирмой К. Цейсс (в Германии), получил целый ряд дополнений и усовершенствований, настолько преобразивших его, что теперь он стал наиболее совершенным планетарием в мире (рис. 53). В принципе техника аппарата довольно проста: он представляет собой соединение большого числа проекционных фонарей. Группа фонарей, в совокупности дающих изображение звёздного неба, соединена так, что может быть приведена в общее вращение. Фонари, дающие изображения передвигающихся по небу светил путём довольно сложных соединений, воспроизводящих, в сущности, систему Птолемея, имеют специально подобранные скорости вращения. Весь аппарат может поворачиваться вокруг общей горизонтальной оси и воспроизводить изменение вида неба при перемещении по земной поверхности. Имеются аппараты и менее совершенные, воспроизводящие лишь звёздное небо и его вращение.

В СССР изготовляются небольшие переносные планетарии, которые могут быть установлены в классной комнате (рис. 54 и 55). Эти аппараты не воспроизводят движения планет, Солнца и Луны, но в неподвижном положении их можно установить в любом из 12 зодиакальных созвездий. Сущность таких аппаратов такова же, как основного типа, но без некоторых проекционных фонарей с линзами. Любой глобус можно обратить в планетарий, если внутри его поместить точечную яркую лампу, а в поверхности сделать надлежащим образом расположенные очень малые отверстия. Такой аппарат уже не заслуживает названия планетария, правильнее его называть "астрарий".

Рис. 54. Передвижной
школьный планетарий
Рис. 55. Другой тип
школьного планетария

В Яснополянской школе учитель Н. Гласко своими силами, при участии учеников, построил планетарий и описал его устройство (см. библиографию в приложении).

Более или менее совершенные планетарии в настоящее время имеются во многих городах СССР, для них используются или специально строятся надлежащие помещения с выставками наглядных пособий по астрономии. Рациональное использование планетария, а также и рациональная постановка в планетарии лекций для школьников имеют большое значение для улучшения обучения основам астрономии в школе.

Дидактическое значение посещения планетария определяется главным образом возможностью видеть воспроизведённым на внутреннем куполе звёздного неба суточное вращение, видимые передвижения планет и Солнца и другие явления, которые нельзя воспроизвести в обычных школьных условиях. Одно посещение планетария даёт наглядное представление тех явлений, которые необходимо в природе наблюдать более продолжительный промежуток времени (до года включительно) . Таким образом, планетарий даёт экономию времени и за несколько минут воспроизводит то, что потребовало бы длительных наблюдений. Уже в этом можно заметить и силу, и дидактическую слабость планетария. Действительно, в школьном преподавании учитель не может описать ни словами, ни рисунками явления в том концентрированном виде, как это делается в планетарии. Но, с другой, стороны, не надо забывать, что никакое описание, даже и такое, какое даётся аппаратом планетарием, не заменяет подлинной природы и при неумелом применении и истолковании может создать представления, не вполне соответствующие общим задачам обучения в школе. Наконец, нельзя не обратить внимания на то, что самые технические возможности планетария несколько ограничены.

Рис. 56. Разрез купола планетария
и положение наблюдателя

Наиболее важный и притом непреодолимый недостаток показа планетарием - несоответствие зенита места в куполе тому, что должен бы наблюдать учащийся - учащиеся видят зенит не над головой, а в стороне и тем далее, чем дальше каждый из них находится от аппарата (рис. 56). По той же причине угловая высота полюса оказывается иной, чем она усматривалась бы из центра. Небольшой сравнительно радиус купола создаёт искажение очертаний созвездий для тех учащихся, которые сидят ближе к стене зала. Впечатления от этих искажений ослабляются при показе суточного вращения неба, когда созвездия из северной части небосвода переходят в южную. Эти особенности планетария должны быть учтены учителями в их школьной работе. Наилучший способ использования всех положительных сторон планетария и устранения или ослабления неизбежных недостатков заключается в том, чтобы проводить первоначальное знакомство с созвездиями путём наблюдений подлинного неба до посещения планетария.

Учитель должен быть вместе с учащимися в планетарии и во время лекции сидеть вместе с ними. Совершенно неправильно поступают те учителя, которые отправляют учащихся в планетарий, а сами там с ними не бывают. Этим они как бы самоустраняются, передоверяют свою работу планетарию, что является нарушением основ педагогики и лишает учителей возможности внести исправления в восприятия учащихся. Лекторы планетария при своих показах вообще, а тем более в специальных учебных лекциях должны объяснять и указывать имеющиеся несоответствия "планетарского" неба подлинному. Скорость показывания должна быть наименьшая из возможных. Особенно надо обратить внимание на ознакомление с созвездиями; лекторы иногда забывают показать те мысленные линии на небесной сфере, которые служат для перехода от хорошо знакомых созвездий к новым. Методически правильный показ должен быть весь основан на знакомстве с ориентирующими линиями на небосводе и фигурами созвездий. Мнимый эффект показывания, даже и не вполне правильного, бывает таким: учащиеся правильно называют созвездия, когда лектор показывает их световой стрелкой. Однако такой эффект - только кажущийся, и школьники в большинстве исходят от положения созвездия относительно горизонта и при ином положении небесной сферы затрудняются в опознании созвездий или даже совсем не справляются с этим. Весьма обычно также и стремление к "эффектному" показу неба: лектор на некоторое время создаёт полную темноту и затем включает звёздное небо, хотя и говорит иногда, что после захода Солнца наступают сумерки. Мотивируется такой метод необходимостью создать адаптацию глаза к слабому свету. Однако такая же хорошая адаптация создаётся и при постепенном выключении света, а выигрыш при этом получается в большем соответствии естественному ходу явлений, постепенном появлении сначала ярких звёзд, т. е. основной фигуры созвездия, и в отсутствии того напряжённого ожидания вида звёздного неба, которое оказывается даже и вредным. Действительно, происходящие иногда нарушения тишины и порядка школьниками в планетарии почти всегда приходятся на этот период ожидания. Опыт некоторых лекторов, не гоняющихся за эффектом мгновенного появления звёздного неба, показывает, что переход от захода Солнца к постепенному появлению созвездий даёт возможность показать фигуры, главных созвездий и внимание учащихся бывает в это время занято. Вообще говоря, чем ближе к истинной природе идёт показывание, тем оно действеннее.

Если учитель организует посещение школьниками обычной массовой лекции в планетарии, то его собственное присутствие с ними также необходимо, как и на учебной. Во время лекции учитель должен очень внимательно следить за содержанием лекции, показыванием звёздного неба, диапозитивов и другими демонстрациями, замечая и записывая всё то, что может оказаться малопонятным для учащихся. После лекции, в школе учитель прежде всего путём вопросов может выяснить плохо понятые места лекции и после этого, принимая во внимание уровень знаний учеников, дать надлежащие разъяснения и по вопросам учеников, и по своим заметкам, углубляя по мере надобности прослушанное или объясняя дополнительно новое.

В планетариях в настоящее время организуются лекции специально для учащихся, обучающихся основам астрономии. При небольшом числе часов прохождение курса астрономии затруднено, и помощь планетария может быть весьма существенна. Она должна выражаться главным образом в показывании небесных явлений, движения небесной сферы, движения по ней небесных светил, в использовании для пояснений диапозитивов и других наглядных пособий, имеющихся в планетарии, и далеко не всегда имеющихся в школах. Курс астрономии проходится в школах по программе, утверждённой Министерством просвещения РСФСР, поэтому планетарий, разрабатывая план учебных лекций, только в том случае сможет помочь школьному обучению, если этот план построен в соответствии с программой. Точно так же совершенно недопустимо ещё до сих пор имеющее хождение мнение, что учебные лекции в планетарии заменяют собой курс в школе, что якобы планетарий может стать общим учителем астрономии для всех школ, учащиеся которых посещают его учебные лекции.

Неизученным ещё как следует вопросом является время демонстраций в планетарии - до или после прохождения какого-либо пункта программы в школе. Некоторый опыт в этом отношении показывает, что до первой лекции надо показать подлинное звёздное небо и можно провести первый вступительный урок. Лекцию о небесных координатах, движениях Солнца, Луны и планет и измерении времени выгоднее прослушивать до соответствующих уроков.

При планетариях могут работать обсерватории и площадки для общего знакомства со звёздным небом. При Московском планетарии имеется целый "астрономический городок" со многими наглядными пособиями и обсерваторией. Часть этого городка занята астрономической школьной площадкой, дающей возможность начального знакомства с созвездиями и основными направлениями. Такая площадка может быть хорошо использована для ознакомления учащихся со звёздным небом под руководством учителя, который сам должен достаточно хорошо знать созвездия, чтобы не передавать целиком этого начального знакомства экскурсоводу, время которого лучше может быть использовано показыванием в телескоп некоторых небесных светил.

Дело постановки учебных лекций и демонстраций в планетариях должно постоянно совершенствоваться совместной деятельностью, планированием, критикой и самокритикой учителей школ и лекторов планетария.

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Публикации с ключевыми словами: методика преподавания - преподавание астрономии - учебные пособия - демонстрации - звездное небо - школьный атлас - звездная карта - звездные карты - модель - численное моделирование - наблюдения - солнечные часы - планетарий - планирование занятий - наглядные пособия
Публикации со словами: методика преподавания - преподавание астрономии - учебные пособия - демонстрации - звездное небо - школьный атлас - звездная карта - звездные карты - модель - численное моделирование - наблюдения - солнечные часы - планетарий - планирование занятий - наглядные пособия
См. также:
Все публикации на ту же тему >>

Мнение читателя [1]
Оценка: 3.3 [голосов: 182]
 
О рейтинге
Версия для печати Распечатать

Астрометрия - Астрономические инструменты - Астрономическое образование - Астрофизика - История астрономии - Космонавтика, исследование космоса - Любительская астрономия - Планеты и Солнечная система - Солнце


Астронет | Научная сеть | ГАИШ МГУ | Поиск по МГУ | О проекте | Авторам

Комментарии, вопросы? Пишите: info@astronet.ru или сюда

Rambler's Top100 Яндекс цитирования