Методика преподавания астрономии
<< Предыдущая |
§ 37. Модели по астрофизике также необходимы и полезны, как и по другим отделам астрономии. В этом отношении, к сожалению, сделано ещё далеко не всё, что можно, так как и в прошлом, да и в настоящее время учителя больше внимания уделяют изготовлению пособий по первой части курса. Такое неумеренное внимание к сферической астрономии, придумывание всяких армиллярных сфер и т. п. объясняется отчасти мнением о трудности этой части, отчасти же недостаточным учётом значения астрофизических моделей и предположением, что картины и диапозитивы уже дают всё нужное. Однако такое предположение не имеет достаточных оснований; опытов и исследований в доказательство этого никем ещё не проводилось. Между тем диапозитивы и картины (школьные таблицы) не могут дать такого полного представления, как модели. Описываемые ниже некоторые модели ещё не исчерпывают всего того, что с пользой для дела смогли бы придумать и испробовать учителя.
Наглядные пособия для части курса, описывающей вид поверхности и природу планет и Солнца, имеют целью дать более полные представления об этих небесных телах. Можно изготовить надлежащим образом раскрашенные шары, изображающие планеты с некоторыми деталями на поверхности, в частности модели Марса и Сатурна с кольцами.
Рис.
51. Лепная модель лунной поверхности (ученическая работа) |
Показывая эти модели, учитель, пользуясь лучами отдалённой лампы, может разъяснить условия их освещения, невидимость колец Сатурна при положении их "ребром". Точно так же, покрыв шар слоем пластилина, возможно в общих чертах воспроизвести рельеф обращённой к нам поверхности Луны. Для более подробного описания поверхности Луны может быть полезна модель какой-нибудь части лунной поверхности, изготовленная из тёмного пластилина (рис. 51). Наиболее подходящая область Луны, лучше всего характеризующая все особенности лунной поверхности, - область в Море Дождей, где есть и низменности, и горы, и цирки. Эту модель следует сделать, исходя из данных о высотах главных образований этой местности, взяв для диаметра цирка Архимеда 3-4 см. Помимо того, что такая модель даёт учащимся наглядное представление о разнице между земными вулканами и лунными кольцевыми горами, она может быть использована для объяснения плохой видимости рельефа лунной поверхности в полнолуние, а также метода определения высоты лунных гор.
Для объяснения невидимости солнечной короны при обыкновенных условиях (рассеяние света атмосферой) М.Ф. Фёдоровым была описана очень полезная модель (см. библиографию). Эта модель хороша тем, что она воспроизводит сущность явления и может служить для объяснения невидимости звёзд днём.
Разницу в одну звёздную величину можно наглядно представить при помощи фотометра Жолли с парафиновыми пластинками. Для этого закрываем ту сторону штабиков, которая обращена к учащимся, непрозрачной пластинкой с двумя маленькими отверстиями совершенно одинакового диаметра (проколотых концом иголки) так, чтобы каждое из них пришлось на левый и правый штабик. Если справа и слева на скамье фотометра установлены одинаково яркие лампы, то эти два отверстия будут представляться как две звёздочки одинакового блеска. Достаточно одну лампу передвинуть на расстояние в 1,58 раза большее, чтобы звёзды представились с разностью в одну звёздную величину.
Очень хорошо можно познакомить с методом наблюдений спектров, применив проекционный фонарь. Для этого в куске тонкого плотного картона размером в диапозитивную пластинку, путём прокалывания иглами разной толщины, делается изображение какой-либо части неба. Лучше всего выбрать область Ориона и Тельца. После этого к проколу, изображающему Бетельгейзе, подклеивается полоска желатины, окрашенная красным цветом, к проколу, изображающему Альдебарана, подклеивается полоска оранжевая. Показав с помощью проекционного фонаря этот диапозитив, учитель обращает внимание на разницу в цветах этих звёзд (если ученики уже наблюдали эту область неба, то они и сами узнают знакомое расположение). После этого достаточно перед объективом поставить призму с малым преломляющим углом, и на экране вся картина несколько отклонится, но каждая звезда будет видна, как небольшой спектрик, и станет заметна разница спектров белой, оранжевой и красной звёзд. Тогда учитель может разъяснить, что то же самое можно наблюдать или фотографировать, поставив подобную же призму перед глазом, объективом телескопа или фотоаппарата. Эту демонстрацию можно проводить и при рассказе о спектрах звёзд.
Для пояснения видимого движения двойных звёзд полезно изготовить из пластилина или из глины модель типичной физической пары, изобразив звёзды шариками с надлежащим соотношением размеров и расстояния между звёздами. Если два таких шара укреплены на одном стержне, то, поворачивая стержень в разных плоскостях, можно показать различные случаи видимых движений двойных звёзд. Эта же модель, но с матовыми лампочками разной яркости (вместо пластилиновых шариков) может послужить и для объяснения движений составляющих в системах затменных переменных звёзд. Для наглядных представлений ближайшей части звёздной вселенной может служить пространственная модель расположения ближайших к Солнцу звёзд. Такую модель в подходящем масштабе можно построить из очень маленьких бусинок, установленных на тонких зачернённых проволоках. Бусинки окрашиваются в надлежащие цвета, соответствующие каждой звезде.
Рис.52 Модель гала- ктики. Вверху - вид сбоку, внизу - вид сверху. |
Рисунки Галактики не дают полного представления о строении её плоской части. Легко из проволоки и ваты сделать модель, показывая которую в различных положениях, учитель облегчит представление о нашей звёздной системе и вообще о спиральных туманностях. Чтобы изготовить модель, надо из жёсткой проволоки свернуть спираль с двумя ветвями (по рисункам Галактики, приведённым в книгах астрономии) и затем обмотать спирали толстыми слоями ваты так, чтобы общая толщина была больше в центре, чем к краям (рис. 52).
По данным о ближайших к нам звёздных системах изготовляются модели их. При этом звёздные системы можно сделать также из ваты, соблюдая масштабы. Тогда учащимся можно будет показать, что звёздные системы, если сопоставить их размеры с расстоянием между ними, находятся сравнительно близко одна от другой. Числовые данные для построения таких моделей можно получить в "Справочнике астронома-любителя" П.Г. Куликовского (местная система галактик) и в "Курсе звёздной астрономии" П.П. Паренаго.
Большая часть описанных выше учебных пособий - самодельные, выполнить которые нетрудно. Опыт показывает, что к их изготовлению можно привлечь и школьников. Наглядность является одним из принципов педагогики и должна служить созданию тех конкретных восприятии, которые нужны для логического изложения и выводов. В конце книги имеется специальный указатель, по которому учитель сможет подобрать наглядные пособия, указанные в этой главе для тем, приведённых в программе. Само собой разумеется, что изготовление всех этих пособий не является обязательным - из них учитель выберет то, что находит нужным соответственно особенностям восприятия учащихся и условиям работы данной школы.
<< Предыдущая |
Публикации с ключевыми словами:
методика преподавания - преподавание астрономии - учебные пособия - демонстрации - звездное небо - школьный атлас - звездная карта - звездные карты - модель - численное моделирование - наблюдения - солнечные часы - планетарий - планирование занятий - наглядные пособия
Публикации со словами: методика преподавания - преподавание астрономии - учебные пособия - демонстрации - звездное небо - школьный атлас - звездная карта - звездные карты - модель - численное моделирование - наблюдения - солнечные часы - планетарий - планирование занятий - наглядные пособия | |
См. также:
Все публикации на ту же тему >> |