На первую страницу Методика преподавания астрономии
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

§ 17. Общее ознакомление со звёздным небом [1].

Очень важным является первое из указанных в § 16 наблюдение, так как именно оно даёт основной материал для всего курса. Это наблюдение следует проводить четыре раза в году, распределив во времени так, чтобы ученики ознакомились с типичными созвездиями каждого из четырёх сезонов и с теми объектами звёздного неба, которые в это время бывают видимы.

Каждая из этих четырёх наблюдательных работ должна иметь программу, соответствующую виду неба в это время; общим во всех четырёх является ознакомление с созвездиями. Самая важная - первая наблюдательная работа. Её следует провести до начала классных занятий астрономией.

Первое наблюдение должно быть проведено в таком порядке. Сначала учитель знакомит учащихся с несколькими созвездиями в южной части неба и близ полюса мира. В числе этих созвездий обязательно должны быть Большая и Малая Медведицы. Тут же учащимся показывается метод нахождения созвездий путём проведения мысленных линий по небу и определение точек горизонта.

Если имеется расшитый звёздами зонт (см. § 35), то наличие такого пособия значительно облегчает всю работу. Он заменяет большую звёздную карту, рассматриваемую в проекции на небо. Наиболее удобно установить зонт на подставке, чтобы расположение созвездий на нём соответствовало расположению созвездий на небе, и подписать названия созвездий мелом на внутренней поверхности. В этом случае учащиеся очень быстро знакомятся с главными околополярными созвездиями, и тогда их можно начать обучать приёму нахождения созвездий на звёздной карте.

Таким же способом можно установить и общую карту звёздного неба (в стереографической проекции). Для этого надо (наклеив её на картон) закрепить её булавкой или кнопкой на конце стержня, установленного наклонно (по направлению оси мира). Преимущество первого способа состоит в том, что поверхность зонта - сферическая.

С самого начала наблюдений надо, чтобы учащиеся замети ли положение трёх светил по отношению к горизонту - одного в западной стороне неба, другого - в восточной и третьего - в южной. Положение последнего можно отметить, установив самую обыкновенную палку с диоптром так, чтобы выбранная яркая звезда была видна по направлению какого-нибудь заметного предмета. Если наблюдение производится на специально подготовленной вышке или площадке, то всё значительно облегчается постоянными приспособлениями, имеющимися на ней.

Показав через некоторое время изменение в положении тех же звёзд по отношению к горизонту, учитель имеет возможность подвести учащихся к ознакомлению с суточным вращением звёздного неба. Это же можно легко сделать при помощи трубы или даже бинокля, установленного на неподвижной подставке. При наличии фотографической камеры полезно, наведя её на полюс мира, получить фотографию дуг движения околополярных звёзд (с выдержкой в несколько часов).

Первое наблюдение, в начале курса астрономии, проводится осенью, когда по многолетним данным, число ясных ночей бывает наибольшим, ещё нет холодов, а чистота и прозрачность воздуха вполне хорошие. Созвездия, с которыми следует ознакомить учащихся, следующие: Большая и Малая Медведицы, Кассиопея, Цефей, Дракон (голова), и по мере возможности, Волопас, Лебедь, Лира, Орёл, Пегас и Андромеда, Возничий.

Ознакомление, как сказано выше, проводится путём указания мысленных линий для отыскания звёзд по околополярным созвездиям (Большая Медведица, Кассиопея, Малая Медведица, Цефей). Такой способ особенно важен для того, чтобы учащиеся, быстро запоминающие положения созвездий относительно предметов, видимых у горизонта, приучились отыскивать созвездия в любое время и в любом месте.

Когда общее ознакомление с основными созвездиями проведено, учитель может оживить эту картину своим рассказом и показом наиболее интересных и значительных объектов неба. Этот рассказ и показ должны захватить следующие вопросы: различия блеска и цветов звёзд, с указанием (конечно, очень кратким) на эти характеристики как на признаки различного физического состояния звёзд,

Осеннее небо даёт к этому большие возможности. Учитель предлагает учащимся оценить цвет Арктура, Капеллы, Веги, Денеба. Обычно учащиеся достаточно точно дают оценки цвета. Уточнив или поправив эти оценки, учитель обращает внимание на то, что цвета дают возможность оценить температуры звёзд. Этим учащиеся переводятся с геометрии неба к его физике. Затем в имеющийся астрономический инструмент учитель показывает туманность Андромеды, и если это возможно, звёздные скопления в Персее и в Геркулесе, кратко рассказывая о них. Точно так же можно показать Луну и планету, видимую в это время.

Такие демонстрации в первый же вечер наблюдений весьма полезны. Показывание только созвездий должно быть рассматриваемо как методическая ошибка, свойственная лишь дореволюционному курсу астрономии с его уклоном в сферическую астрономию. При первом показе неба учащиеся не только ознакомятся с расположением созвездий, но и будут подведены к общему знакомству с теми объектами, которые подлежат изучению в курсе.

Усвоение учащимися главных околополюсных созвездий следует проверить и закрепить. Один из приёмов проверки может быть такой: перейти с группой учащихся, уже ознакомившихся с небом, в иное место, хотя бы и недалеко, но уже с иными очертаниями линии горизонта. Новая обстановка вынуждает школьников пользоваться только мысленными линиями. При этом учитель может заметить, насколько хорошо ученики запомнили созвездия, и помочь тем, которые ещё недостаточно хорошо это сделали." Если имеется астрономический зонт, то, ставя его в разные положения, можно воспользоваться им как "немой картой" для такой же проверки в классе.

После этого первого вечера наблюдений учащимся в качестве домашней работы можно дать задание описать вечер наблюдений (что видели, с рисункам" и объяснениями). Эти описания, как и всякую домашнюю работу, учитель должен прочитать, отметить ошибки, пропуски, разобрать в классе общие типичные недостатки и в случае надобности указать каждому ученику недоделки в его работе. Эти описания дадут понять ученикам, что отчётам придаётся серьёзное значение в учебной работе. Учитель из них увидит, что к как воспринято, какие были недостатки в его собственной работе, подлежащие в последующем исправлению.

Конечно, не все эти наблюдения являются обязательными - учитель выбирает прежде всего то, что указано в программе, и может добавить желательное. Но надо при этом помнить, что безоблачная погода бывает не так уж часто, и поэтому полезно не ограничиваться малым.

Три другие наблюдательные работы этой серии в течение года, естественно, будут иметь иной характер, так как учащиеся, по мере их знакомства с курсом, всё менее будут нуждаться в первоначальных указаниях, будут всё более проявлять самостоятельность в отыскании созвездий и в выполнении практических работ. Вторая наблюдательная работа, кроме ознакомления с созвездиями по звёздной карте, может быть связана с практическими работами по сферической астрономии (соответственно пройденному на уроках) и, как и первая, может закончиться вопросами астрофизического описания неба.

В третьей и четвёртой работах по наблюдению звёздного неба можно уже вводить не только практические работы, но и самостоятельные наблюдения астрофизического характера, выполняемые учащимися. Конечно, при каждой работе руководство и объяснения учителя необходимы, тем более, что показ некоторых объектов может быть выполнен только им самим.

<< Предыдущая