На первую страницу
Физика Дисков

<< 5.3 Неустойчивости аккреционных ... | Оглавление | 6.1 Возбуждение грав. волн плотности >>

6. Замечания о природе спирального волнового узора

Первые успехи в понимании коллективных процессов в гравитирующем диске дали возможность ряду исследователей построить теорию квазистационарных волн плотности на гравитационной ветви колебаний звездного диска для объяснения природы спирального узора Галактики ([196,197,482]; см. обзор [483]). В связи с результатами Тоомре [202], говорящими о гравитационной устойчивости звездного диска Галактики, и явным несоответствием между джинсовским масштабом ( кпк) и наблюдаемой длиной волны спирального узора в Галактике ( кпк) механизм возбуждения последнего в рамках первоначального варианта теории специально не оговаривается. Это привело к появлению в упомянутой выше теории ряда свободных параметров и в том числе (угловой скорости вращения спиральных ветвей), величина которой определялась сопоставлением геометрии теоретического спирального узора с геометрией наблюдаемого или из других морфологических соображений [482,484,485].

Вскоре, однако, выяснилось, что предсказываемый теорией Лина и Шу спиральный узор нестационарен -- в течение трех-четырех оборотов диска он сносится к центру Галактики и исчезает [453]. Одна из первых попыток преодоления этой трудности заключалась в переходе на длинноволновую часть гравитационной ветви колебаний диска [323], что привело к изменению направления сноса спирального волнового пакета на противоположное (в теории Лина и Шу использовалась коротковолновая часть гравитационной ветви колебаний звездного диска). Такой подход потребовал также введения еще одного свободного параметра -- той части поверхностной плотности звездного диска, которая "участвует" в создании спирального узора, и, кроме того, локализации генератора спиральных ветвей в центральной части Галактики. В качестве последнего был предложен вращающийся в центральной части диска бар [323].

В то же время существенная часть спиральных галактик не имеет перемычки -- бара [3-5,89]. Поэтому естествен огромный интерес к осесимметричным механизмам возбуждения и усиления гравитационных спиральных волн, проявившийся в последние годы. В этой главе мы проанализируем эффективность некоторых таких механизмов: рассмотрим механизм коротковолновой гравитационной неустойчивости, инициируемой звездообразованием в достаточно богатой газом периферии плоской галактики (пп. 6.1.1, 1.2); изучим механизм пучковой неустойчивости радиального потока газа в звездно-газовом диске (п. 6.1.3); исследуем нелинейную стадию резонансного усиления спиральной волны в окрестности коротационного радиуса (п. 6.1.4). Рассмотрим также вопрос о возможности построения достаточно протяженного в радиальном направлении спирального узора на гравитационной и градиентной ветвях колебаний диска и обсудим перспективы использования гидродинамических механизмов возбуждения спирального узора галактик.

Разделы