На сайте
Планеты и Солнечная система
Солнце

Черная дыра промежуточной массы
9.11.2000 0:21 | УФН, Москва

С помощью космической рентгеновской обсерватории Чандра в галактике М82 обнаружен необычный рентгеновский источник. Он расположен вне динамического центра галактики и поэтому не может являться активным галактическим ядром. В то же время, мощность излучения более чем в 500 раз превышает мощность, которую могла бы производить аккреция вещества на компактный объект звездной массы (нейтронную звезду или черную дыру). Наиболее интересным свойством источника является его периодичность, с периодом T около 600 с, что исключает отождествление этого объекта со сверхновой или с остатком от ее взрыва. Величина T соответствует периоду обращения по последней устойчивой орбите вокруг черной дыры с массой 1.3.106 масс Солнца, данная масса служит, таким образом, верхним пределом на массу источника. Наиболее вероятно, что обнаруженный объект представляет собой черную дыру с массой 500-- 105 масс Солнца. Черная дыра такой массы является, в некотором смысле, промежуточным звеном между черными дырами, которые могут образовываться на конечных стадиях эволюции звезд и сверхмассивными черными дырами в ядрах галактик. Остается загадкой, как подобная черная дыра могла возникнуть вне галактического центра.

Источник: препринт astro-ph/0009211