На сайте
Космонавтика, исследование космоса
Любительская астрономия
Планеты и Солнечная система
Солнце

Астрономическая  неделя с 3 по 9 августа 2020 года Астрономическая неделя с 3 по 9 августа 2020 года
31.07.2020 17:17 | Александр Козловский

На данной неделе 5 августа долгопериодическая переменная звезда R Волопаса достигнет максимума блеска (6m), а 5 августа произойдет покрытие Луной (Ф= 0,95-) звезды тау2 Водолея (4m) при видимости на большей части страны. 6 августа Луна (Ф= 0,91-) пройдет южнее Нептуна, а долгопериодическая переменная звезда S Северной Короны достигнет максимума блеска (6m). 9 августа - Луна (Ф= 0,72-) пройдет южнее Марса (покрытие, видимое в Южной Америке и Антарктиде). В этот же день при фазе 0,70- Луна окажется в апогее своей орбиты на расстоянии 404660 км от центра Земли. Кроме этого, всю неделю на фоне вечерних и утренних сумерек возможно появление серебристых облаков, а в телескоп можно сфотографировать три кометы на вечернем небе: NEOWISE (C/2020 F3), PANSTARRS (C/2017 T2) и Lemmon (C/2019 U6). Кометы перемещаются по созвездиям Волос Вероники и Волопаса недалеко от яркой звезды Арктур. 6 августа эти кометы максимально (в секторе около 8 градусов) сблизятся друг с другом.

Солнце. Максимальная высота дневного светила над горизонтом на широте Москвы уменьшается до 50 градусов, а долгота дня на той же широте - до 15 часов 30 минут. Видимый диаметр Солнца увеличивается до 31,55 минут дуги, а движется оно по созвездию Рака, 10 августа переходя в созвездие Льва. Данные о Солнце на текущее время.

Луна. Естественный спутник Земли вступает в фазу полнолуния 3 августа. Луна в своем движении по небесной сфере посетит созвездия Козерога, Водолея и Рыб, изменяя фазу от 0,99+ до 0,65- и увеличивая склонение, а также высоту верхней кульминации. Начало недели ночное светило проведет в созвездии Козерога около Юпитера и Сатурна. Здесь ночное светило примет фазу полнолуния 3 августа, а 4 августа перейдет в созвездие Водолея. 6 августа Луна пройдет южнее Нептуна, а на следующий день вступит в созвездие Рыб. Продолжая уменьшать фазу, 7 августа Луна посетит созвездие Кита, оставаясь здесь до 9 августа. В этот день лунный овал снова перейдет в созвездие Рыб, пройдя 9 августа при фазе около 0,7- южнее Марса (покрытие Луной для Южной Америки и Антарктиды). Фазы Луны на данное время и на будущее.

Из планет Солнечной системы (утренний парад планет): Меркурий виден на фоне утренней зари, Венера имеет утреннюю видимость, а Марс, Уран и Нептун можно наблюдать ночью и утром. Юпитер и Сатурн наблюдаются всю ночь. Подробные эфемериды и карты движения больших планет даются в печатной версии АК_2020 на http://www.astronet.ru/db/msg/1364099 . Эфемериды Солнца, Луны и планет на каждый день имеются также на http://astropixels.com/ .

Из комет хвостатая странница NEOWISE (C/2020 F3) движется по созвездию Волос Вероники с блеском около 6m. Комета PANSTARRS (C/2017 T2) при блеске около 10m перемещается по созвездию Волос Вероники и Волопаса (12 августа эти две кометы сблизятся до 2 с половиной градусов). Lemmon (C/2019 U6) движется по созвездию Волос Вероники и Волопаса с блеском около 9m. Карты путей комет и астероидов на месяц имеются в КН на август, а на другие периоды - в Астрономическом календаре на 2020 год. Подробные сведения о кометах недели и месяца (с картами и прогнозами блеска) приводятся на http://aerith.net/comet/weekly/current.html , а результаты наблюдений - на http://195.209.248.207/ .

Среди астероидов наиболее яркими на данной неделе будут: Веста (8,3m) в созвездии Близнецов и Рака и Церера (7,9m) в созвездии Водолея.

Из относительно ярких (до 9,0m фотографического блеска) долгопериодических переменных звезд (по данным AAVSO), наблюдаемых с территории нашей страны, максимума блеска достигнут: R Волопаса 7,2m - 5 августа, R Геркулеса 8,8m - 5 августа, S Северной Короны 7,3m - 6 августа, RR Весов 8,6m - 6 августа.

Некоторые близкие пары светил: Луна - Юпитер, Луна - Сатурн, Венера - Альдеберан, Юпитер - Сатурн, Уран - альфа Овна, Нептун - фи Водолея, кометы NEOWISE (C/2020 F3) - Lemmon (C/2019 U6) - PANSTARRS (C/2017 T2).

Обзор туманных небесных объектов месяца - в журнале Небосвод. Видеокалендарь предстоящих явлений http://www.youtube.com/user/AstroSmit и http://www.youtube.com/c/AstroMich .

Недельный обзор от журнала "Скай энд Телескоп", но нужно учитывать, что картинки даются для 40 северной широты, а положение Луны и планет на 7 часов позднее относительно московского времени!

Ясного неба и успешных наблюдений!

Сведения об астрономических явлениях прошлого и текущего столетий можно найти в Астрономическом календаре-справочнике на Астронет http://www.astronet.ru/db/msg/1388759 .

Планеты

Меркурий. Планета перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Рака. Меркурий наблюдается на фоне утренней зари. Быстрая планета участвует в параде планет Солнечной системы. Угловые размеры Меркурия составляет около 6 секунд дуги при блеске около -1m. Фаза увеличивается от 0,75 до 0,95. При наблюдении в телескоп планета имеет вид небольшого овала без деталей. Расстояние между Меркурием и Землей увеличивается от 1,14 до 1,28 а.е.. Положения планеты во время всех элонгаций 2020 года имеются в Астрономическом календаре на 2020 год . Космические исследования - Мессенджер. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/mercury2020.html

Венера. Планета движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Тельца (левее Альдебарана), участвуя в параде планет. Венера видна утреннем небе в виде самой яркой звезды неба. Элонгация планеты имеет значение 45,5 градусов к западу от Солнца. Видимый диаметр Венеры уменьшается от 27 до 24 угловых секунд, а блеск имеет значение -4,3m при фазе около 0,5. В телескоп планета видна в виде полудиска без каких-либо деталей на поверхности. Расстояние между Землей и Венерой увеличивается от 0,63 до 0,68 а.е.. Космические исследования - Венера-Экспресс. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/venus2020.html

Марс. Загадочная планета перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Рыб, участвуя в параде планет. Марс наблюдается ночью и утром над восточным и южным горизонтом. Блеск планеты составляет -1,1m, а видимый диаметр увеличивается от 14,8 до 15,7 секунд дуги. В телескоп виден диск, на котором в любительские телескопы можно рассмотреть детали поверхности и полярную шапку. Расстояние между Марсом и Землей уменьшается от 0,63 до 0,6 а.е.. 13 октября 2020 года наступит противостояние (близкое к великому) планеты (Астрономический календарь на 2020 год). Видимый диаметр Марса в период противостояния превысит 22 угловые секунды при хорошей видимости с территории нашей страны. Космические исследования - MSL Curiosity. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/mars2020.html

Юпитер. Газовый гигант движется попятно по созвездию Стрельца, участвуя в параде планет. Юпитер наблюдается на ночном небе близ Сатурна. Выше 68 параллели Юпитер не восходит вообще. Угловой диаметр планеты составляет около 47 секунд дуги при блеске -2,5m и расстоянии от Земли 4,18 - 4,23 а.е.. В небольшой телескоп можно разглядеть полосы на диске планеты (параллельно экватору) и другие детали. Покрытия спутников планетой, затмения и прохождения их перед планетой наиболее хорошо видны в период противостояния. Конфигурации спутников Юпитера имеются в КН на август. Космические исследования - Галилео. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/jupiter2020.html

Сатурн. Окольцованная планета имеет попятное движение, перемещаясь по созвездию Стрельца, участвуя в параде планет. Сатурн имеет ночную видимость, а наблюдать его можно близ Юпитера. Выше 69 параллели Сатурн вообще не виден. Блеск планеты составляет около 0m, а угловой диаметр - 18,5 секунд дуги. В небольшой телескоп можно наблюдать кольцо планеты и самый яркий спутник Титан (8m). Другие относительно яркие спутники Сатурна можно наблюдать в телескопы с диаметром объектива от 100 мм. Расстояние от Земли до Сатурна имеет увеличивается до 9,05 а.е.. Космические исследования - Кассини. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/saturn2020.html

Уран. Планета (m= +5,8, d= 3,4 угл. сек.) движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Овна (южнее звезды альфа Овна (+2m)) , участвуя в параде планет. Уран имеет утреннюю видимость. Расстояние между Землей и Ураном уменьшается за неделю от 19,76 до 19,64 а.е.. Диск планеты в периоды видимости различим в инструмент с увеличением от 80 крат (при идеальных условиях) и выше Космические исследования - Вояджер-2. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/uranus2020.html

Нептун. Планета (m= +7,9, d= 2,3 угл. сек.) перемещается попятно по созвездию Водолея близ звезды фи Aqr (4,2m), участвуя в параде планет. Нептун находится на ночном и утреннем небе. Диск планеты различим в инструмент с увеличением от 100 крат (при идеальных условиях) и выше. Расстояние между Землей и Нептуном уменьшается от 29,14 до 29,07 а.е.. Космические исследования - Вояджер-2. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/neptune2020.html

Плутон. Карликовая планета или плутоид (+14,5m) находится в созвездии Стрельца на расстоянии около 34 а.е. от Земли. Для визуальных наблюдений Плутона необходим телескоп с диаметром объектива от 250 мм (в периоды наилучшей видимости) и прозрачное небо, а идеальное место для его наблюдений - в экваториальной области Земли. Космические исследования - Новые Горизонты

Обзорные статьи о планетах и малых телах Солнечной системы - в журнале Небосвод 12 за 2008 год и 1 - 8 за 2009 год.

Дополнительно http://galspace.spb.ru (все о планетах) и http://astro.websib.ru (разнообразная справочная астроинформация)

Эфемериды некоторых астероидов недели на 0 часов всемирного времени (данные GUIDE 8.0)

Дата          a(2000.0)      d(2000.0)   r      delta   m  elon.   V      PA  сon.
Церера (1)
 6 Aug 2020  23h09m19.60s  -21 17.822'  2.982   2.059  7.9 150.2  25.79 226.9 Aqr
11 Aug 2020  23h06m23.38s  -21 53.154'  2.982   2.034  7.9 154.8  28.27 231.4 Aqr
Паллада (2)
 6 Aug 2020  18h47m22.22s  +18 13.999'  3.384   2.627  9.7 131.4  32.01 217.4 Her
11 Aug 2020  18h44m51.58s  +17 21.339'  3.387   2.656  9.7 129.0  31.71 211.0 Her
Веста (4)
 6 Aug 2020   7h58m06.37s  +21 18.967'  2.524   3.480  8.3  16.4  65.71  98.4 Gem
11 Aug 2020   8h07m22.88s  +20 58.812'  2.521   3.457  8.3  19.0  65.59  99.2 Cnc
Ирида (7)
 6 Aug 2020  17h54m48.06s  -19 54.997'  2.550   1.731  9.6 134.9  14.26 277.6 Sgr
11 Aug 2020  17h53m10.25s  -19 51.598'  2.539   1.768  9.7 129.8   8.92 279.8 Sgr
Флора (8)
 6 Aug 2020   2h20m03.39s  + 6 14.466'  1.901   1.460  9.9  98.8  54.09  81.3 Cet
11 Aug 2020   2h27m01.85s  + 6 29.108'  1.896   1.408  9.8 101.8  50.81  82.8 Cet

a  прямое восхождение для эпохи 2000.0,  d - склонение для эпохи 2000.0,
r -  расстояние от Солнца (а.е.),  delta -  расстояние от Земли (а.е.),
m -  звездная величина, elon. - элонгация, V -  угловая скорость (секунд в час),
РА -  позиционный угол направления движения небесного тела, сon. -  созвездие

Избранные астрономические явления недели

Время для явлений приводится всемирное. На сайте Сергея Гурьянова можно пользоваться веб-версией АК на 2020 год с общим обзором звездного неба и явлений августа месяца. Сведения от других явлениях имеются в КН на август, Астрономическом календаре на 2020 год, Астрономическом календаре - справочнике и календаре Сalsky .

03 августа, 15 часов 59 минут - Полнолуние.

04 августа и всю неделю, вечер - Видимость трех доступных любительским средствам комет на вечернем небе.

05 августа, 19 часов 37 минут - Покрытие Луной (Ф= 0,95-) звезды тау2 Водолея (4m) при видимости на большей части страны.

06 августа, утро - Долгопериодическая переменная звезда R Волопаса близ максимума блеска (6m).

07 августа, утро - Долгопериодическая переменная звезда S Северной Короны близ максимума блеска (6m).

08 августа и всю неделю, сумерки - Возможность появления серебристых облаков в средних широтах.

09 августа, 13 часов 52 минуты - Луна (Ф= 0,70-) в апогее своей орбиты на расстоянии 404660 км от центра Земли.

Дополнительно о явлениях и наблюдениях - на Астрофоруме, Новости науки, Метеовеб, Мир астрономии и ДваСтрельца.

Вид звездного неба в течение недели в средних широтах (масштаб вида