На сайте
Космонавтика, исследование космоса
Любительская астрономия
Планеты и Солнечная система
Солнце

Астрономическая неделя с 9 по 15 марта 2020 года Астрономическая неделя с 9 по 15 марта 2020 года
10.01.2020 5:46 | Александр Козловский

На данной неделе 9 марта долгопериодическая переменная звезда T Водолея достигнет максимума блеска (6,5m), а Меркурий - стояния с переходом к прямому движению. 10 марта Луна (Ф= 0,99-) окажется в перигее своей орбиты на расстоянии 357127 км от центра Земли (еще одно суперлуние в этом году), а 11 марта Луна (Ф= 0,93-) пройдет севернее Спики. 14 марта максимума действия достигнет метеорный поток гамма-Нормиды (ZHR= 6) из созвездия Наугольника, а также произойдет покрытие на 5 секунд астероидом 1428 Момбаса звезды HIP50459 (6,5m) из созвездия Льва при видимости на Чукотке. В конце недели Луна (Ф= 0,64-) пройдет севернее Антареса.

Солнце. Максимальная высота дневного светила над горизонтом на широте Москвы увеличивается до 33 градусов, а долгота дня на той же широте - до 11 часов 50 минут. Видимый диаметр Солнца уменьшается до 32,16 минут дуги, а движется оно по созвездию Водолея, 12 марта переходя в созвездие Рыб. Данные о Солнце на текущее время.

Луна. Естественный спутник Земли вступает в фазу полнолуния 9 марта. Луна в своем движении по небесной сфере посетит созвездия Льва, Девы, Весов, Скорпиона, Змееносца, изменяя фазу от 1,0 до 0,55- и уменьшая склонение, а также высоту верхней кульминации. Начало недели ночное светило проведет в созвездии Льва. 9 марта яркий лунный диск перейдет в созвездие Девы, где в этот день наступит полнолуние. В это полнолуние будет иметь место суперлуние, благодаря перигею, которого Луна достигнет 10 марта при фазе 0,99- на расстоянии 357127 км от центра Земли. После этого Луна устремится к звезде Спика, севернее которой пройдет 11 марта при фазе 0,93-. 12 марта овал Луны достигнет созвездия Весов, уменьшив фазу до 0,86-, и совершит по нему двухдневное путешествие, наблюдаясь в ночное и утреннее время. 14 марта при фазе 0,69- Луна перейдет в созвездие Скорпиона, а 15 марта - в созвездие Змееносца (уже при фазе 0,64-), находясь севернее Антареса. Здесь лунный овал пробудет до 16 марта, достигнув в этот день созвездия Стрельца и практически одновременно приняв фазу последней четверти. Фазы Луны на данное время и на будущее.

Из планет Солнечной системы: Меркурий можно найти на фоне утренней зари, Венера и Уран наблюдаются на вечернем небе, а Марс, Юпитер и Сатурн видны в утренние часы. Нептун не виден. Подробные эфемериды и карты движения больших планет даются в печатной версии АК_2020 на http://www.astronet.ru/db/msg/1364099 . Эфемериды Солнца, Луны и планет на каждый день имеются также на http://astropixels.com/ .

Из комет хвостатая странница PANSTARRS (C/2017 T2) движется по созвездию Кассиопеи с блеском около 9m. Карты путей комет и астероидов на месяц имеются в КН на март, а на другие периоды - в Астрономическом календаре на 2020 год. Подробные сведения о кометах недели и месяца (с картами и прогнозами блеска) приводятся на http://aerith.net/comet/weekly/current.html , а результаты наблюдений на http://195.209.248.207/ .

Среди астероидов наиболее яркой на данной неделе будет Веста (8,3m) в созвездии Тельца.

Из относительно ярких (до 9,0m фотографического блеска) долгопериодических переменных звезд (по данным AAVSO), наблюдаемых с территории нашей страны, максимума блеска достигнут: RZ Скорпиона 8,8m - 9 марта, T Водолея 7,7m - 9 марта, W Кита 7,6m - 13 марта, U Змеи 8,5m - 13 марта.

Некоторые близкие пары светил: Луна - Спика, Луна - Антарес, Луна - Марс, Венера - Уран, Марс - Юпитер - Сатурн., Уран - альфа Овна, Нептун - фи Водолея, комета PANSTARRS (C/2017 T2) - хи и аш Персея.

Обзор туманных небесных объектов месяца - в журнале Небосвод . Видеокалендарь предстоящих явлений http://www.youtube.com/user/AstroSmit и http://www.youtube.com/c/AstroMich .

Недельный обзор от журнала "Скай энд Телескоп", но нужно учитывать, что картинки даются для 40 северной широты, а положение Луны и планет на 7 часов позднее относительно московского времени!

Ясного неба и успешных наблюдений!

Сведения об астрономических явлениях прошлого и текущего столетий можно найти в Астрономическом календаре-справочнике на Астронет http://www.astronet.ru/db/msg/1388759 .

Планеты

Меркурий. Планета перемещается попятно по созвездию Водолея. Меркурий виден в лучах восходящего Солнца, но лучше всего в южных широтах страны. Для средних и северных широт страны данная утренняя видимость быстрой планеты неблагоприятна. Угловые размеры Меркурия уменьшаются до 8,5 секунд дуги при блеске, возрастающем от +1m до +0,5m, и фазе увеличивающейся от 0,22 до 0,4. При наблюдении в телескоп планета имеет вид небольшого серпа без деталей. Расстояние между Меркурием и Землей увеличивается от 0,69 до 0,79 а.е.. Положения планеты во время всех элонгаций 2020 года имеются в Астрономическом календаре на 2020 год . Космические исследования - Мессенджер. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/mercury2020.html

Венера. Планета движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Овна недалеко от Урана. Венера наблюдается на фоне вечерних сумерек над юго-западным и западным горизонтом в виде самой яркой звезды неба. Благодаря своей яркости планета может быть найдена даже днем невооруженным глазом (после полудня). Элонгация планеты увеличивается до 46 градусов. Видимый диаметр Венеры достигает 21,5 угловых секунд, а блеск составляет около -4,5m при фазе близкой к 0,55. В телескоп планета видна в виде полудиска без каких-либо деталей на поверхности. Расстояние между Землей и Венерой уменьшается от 0,83 до 0,78 а.е.. Космические исследования - Венера-Экспресс. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/venus2020.html

Марс. Загадочная планета перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Стрельца правее Юпитера и Сатурна. Марс имеет утреннюю видимость и виден более двух часов (на широте Москвы) на фоне сумерек над юго-восточным горизонтом. Блеск планеты придерживается значения +1,0m, а видимый диаметр превышает 5,5 секунд дуги. В телескоп виден крохотный диск, на котором в достаточно сильные любительские телескопы можно рассмотреть крупнейшие детали поверхности. Расстояние между Марсом и Землей уменьшается от 1,65 до 1,59 а.е.. 13 октября 2020 года наступит противостояние (близкое к великому) планеты (Астрономический календарь на 2020 год). Видимый диаметр Марса в период противостояния превысит 22 угловые секунды при хорошей видимости с территории нашей страны. Космические исследования - MSL Curiosity. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/mars2020.html

Юпитер. Газовый гигант движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Стрельца. Юпитер наблюдается на утреннем небе близ Марса и Сатурна. Выше 68 параллели Юпитер не восходит вообще. Угловой диаметр планеты увеличивается от 34,8 до 35,5 секунд дуги при блеске -2m и расстоянии от Земли 5,66 - 5,55 а.е.. В небольшой телескоп можно разглядеть полосы на диске планеты (параллельно экватору) и другие детали. Покрытия спутников планетой, затмения и прохождения их перед планетой можно будет наблюдать по мере отдаления Юпитера от Солнца на небесной сфере. Конфигурации спутников Юпитера имеются в КН на март. Космические исследования - Галилео. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/jupiter2020.html

Сатурн. Окольцованная планета имеет прямое движение, перемещаясь по созвездию Стрельца. Сатурн имеет утреннюю видимость, наблюдать его можно на фоне зари близ Юпитера и Марса. Выше 69 параллели Сатурн вообще не виден. Блеск планеты имеет значение +0,6m, а угловой диаметр составляет около 15,5 секунд дуги. В небольшой телескоп в периоды видимости можно наблюдать кольцо планеты и самый яркий спутник Титан (8m). Другие относительно яркие спутники Сатурна можно будет наблюдать по мере улучшения видимость планеты в телескопы с диаметром объектива от 100 мм. Расстояние от Земли до Сатурна уменьшается от 10,64 до 10,56 а.е.. Космические исследования - Кассини. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/saturn2020.html

Уран. Планета (m= +5,8, d= 3,4 угл. сек.) движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Овна (близ звезды омикрон Psc (4,2m)). Уран наблюдается в вечерние часы. Расстояние между Землей и Ураном увеличивается за неделю от 20,50 до 20,59. Диск планеты различим в инструмент с увеличением от 80 крат (при идеальных условиях) и выше Космические исследования - Вояджер-2. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/uranus2020.html

Нептун. Планета (m= +7,9, d= 2,3 угл. сек.) перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Водолея близ звезды фи Aqr (4,2m).. Вечерняя видимость Нептуна закончилась, а на утреннем небе в средних широтах страны планету можно будет наблюдать в апреле месяце. В периоды видимости диск планеты различим в инструмент с увеличением от 100 крат (при идеальных условиях) и выше. Расстояние между Землей и Нептуном придерживается значения 30,92 а.е.. Космические исследования - Вояджер-2. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/neptune2020.html

Плутон. Карликовая планета или плутоид (+14,5m) находится в созвездии Стрельца (левее трио звезд пи, омикрон и кси Sgr) на расстоянии около 34 а.е. от Земли. Для визуальных наблюдений Плутона необходим телескоп с диаметром объектива от 250 мм (в периоды наилучшей видимости) и прозрачное небо, а идеальное место для его наблюдений - в экваториальной области Земли. Космические исследования - Новые Горизонты

Обзорные статьи о планетах и малых телах Солнечной системы - в журнале Небосвод 12 за 2008 год и 1 - 8 за 2009 год.

Дополнительно http://galspace.spb.ru (все о планетах) и http://astro.websib.ru (разнообразная справочная астроинформация)

Эфемериды некоторых астероидов недели на 0 часов всемирного времени (данные GUIDE 8.0)

Дата          a(2000.0)      d(2000.0)   r      delta   m  elon.   V      PA  сon.
Церера (1)
11 Mar 2020  21h17m02.13s  -21 54.416'  2.949   3.694  9.3  36.1  55.07  77.5 Cap
16 Mar 2020  21h24m41.49s  -21 30.518'  2.951   3.654  9.3  39.2  54.25  77.3 Cap
Юнона (3)
11 Mar 2020  13h17m16.47s  - 1 17.980'  3.010   2.099  9.8 151.6  29.76 313.2 Vir
16 Mar 2020  13h14m10.73s  - 0 36.368'  3.020   2.078  9.7 157.3  32.52 310.6 Vir
Веста (4)
11 Mar 2020   3h38m24.00s  +16 24.685'  2.571   2.816  8.3  65.6  50.48  70.5 Tau
16 Mar 2020   3h45m09.13s  +16 58.022'  2.571   2.877  8.3  62.3  52.10  71.5 Tau
Евномия (15)
11 Mar 2020   0h42m15.23s  +13 39.432'  2.153   3.004 10.0  25.8  80.53  68.5 Psc
16 Mar 2020   0h52m35.14s  +14 38.230'  2.152   3.026 10.0  23.6  80.84  68.8 Psc
Эвтерпа (27)
11 Mar 2020  11h47m17.00s  + 4 25.751'  2.223   1.232  9.5 174.5  39.29 294.3 Vir
16 Mar 2020  11h42m28.26s  + 4 57.606'  2.233   1.239  9.4 176.8  39.15 293.5 Vir

a  прямое восхождение для эпохи 2000.0,  d - склонение для эпохи 2000.0,
r -  расстояние от Солнца (а.е.),  delta -  расстояние от Земли (а.е.),
m -  звездная величина, elon. - элонгация, V -  угловая скорость (секунд в час),
РА -  позиционный угол направления движения небесного тела, сon. -  созвездие

Избранные астрономические явления недели

Время для явлений приводится всемирное. На сайте Сергея Гурьянова можно пользоваться веб-версией АК на 2020 год с общим обзором звездного неба и явлений марта месяца. Сведения от других явлениях имеются в КН на март, Астрономическом календаре на 2020 год, Астрономическом календаре - справочнике и календаре Сalsky .

09 марта, 17 часов 48 минут - Полнолуние.

10 марта, 06 часов 28 минут - Луна (Ф= 0,99-) в перигее своей орбиты на расстоянии 357127 км от центра Земли.

11 марта, ночь - Луна (Ф= 0,93-) близ Спики

12 марта и всю неделю, ночь - Комета PANSTARRS (C/2017 T2) близ звездного скопления хи и аш Персея.

13 марта, ночь - Долгопериодическая переменная звезда W Кита близ максимума блеска (6,5m).

14 марта, 08 часов 14 минут - Покрытие на 5 секунд астероидом 1428 Момбаса звезды HIP50459 (6,5m) из созвездия Льва при видимости на Чукотке.

15 марта, утро - Луна (Ф= 0,64-) проходит севернее Антареса.

Дополнительно о явлениях и наблюдениях - на Астрофоруме, Новости науки, Метеовеб, Мир астрономии и ДваСтрельца.

Вид звездного неба в течение недели в средних широтах (масштаб вида планет в телескоп соблюден, север вверху):

Вид восточной и юго-восточной части полуночного неба 12 марта в городах на широте Москвы.

Вид юго-восточной и южной части неба за час до восхода Солнца 12 марта в городах на широте Москвы.

Вид юго-западной и западно