Комета C/2012 S1 ISON. Изображение NASA/ESA/Z. Levay/STScl  с сайта http://www.universetoday.com Затмит ли комета C/2012 S1 (ISON) Луну?
25.08.2013 11:50 | Александр Козловский

Прогнозы яркости комет - весьма сложная задача астрономии. Достаточно вспомнить яркие и впечатляющие кометы Хиякутаке или Большую Комету 1910 года, от которых не ожидали столь эффектного зрелища. Другие же, как например, кометы Когоутека и Еленина обманули ожидания астрономов, и не оправдали прогнозов большой яркости. Естественно, что прогнозы большой яркости для кометы C/2012 S1 ISON (Невского-Новичонка), открытой 21 сентября 2012 года, возбудили большой интерес к ней не только в среде профессиональных астрономов. Но затмит ли эта комета полную Луну, как это было предсказано по самым оптимистичным прогнозам?

На этот вопрос отвечает известный наблюдатель комет и ветеран среди охотников за кометами Джон Бортль (John Bortle). Десятки новых комет открываются каждый год, но большинство из них остаются за пределами доступности любительским инструментам. И лишь иногда появляются видимые простым глазом кометы, подобные 2011 L4 PanSTARRS или 2012 F6 Lemmon. Оценки блеска кометы ISON с расстояния 6,7 а.е. позволили сделать вывод, что в перигелии при достижении минимального расстояния от Солнца 0,012 а.е. (1,1 млн.км.) небесная странница может достигнуть блеска яркости полной Луны! Но до перигелия с момента первых прогнозов максимальной яркости оставалось еще больше года, и предположения относительно блеска кометы, естественно, будут тем точнее, чем ближе к дате перигелия они даются.

Двигаясь к Солнцу из облака Оорта, многие из комет с близким к центральному светилу перигелием поначалу имеют тенденцию вести себя в отношении блеска весьма обнадеживающе и позволяют проводить вполне оптимистичные расчеты пока они еще далеко от Солнца. Но реальную картину поведения кометы вблизи перигелия можно с большой уверенностью прогнозировать только тогда, когда они приближаются к Солнцу до 15-2.0 астрономических единиц. Поэтому открытие вдали от Солнца хвостатые странницы вполне могут нарушить предсказания, как это упоминалось выше, и принести разочарование в ожидании яркого небесного шоу.

Комета ISON имеет аналогичные характеристики со многими большими кометами прошлого с близким перигелием. Наблюдения в последние несколько месяцев показывают, что комета ISON несколько затормозилась в увеличении блеска, становится слабее против первоначальных прогнозов, оставаясь на уровне 16m (в 10000 раз более слабая, чем видимая невооруженным глазом). Но пока она еще находится между орбитами Юпитера и Марса в районе Пояса астероидов.

Бортль, тем не менее, придерживается оптимистичных прогнозов относительно максимальной яркости кометы ISON, т.к. она имеет чрезвычайно небольшое расстояние перигелия, и окончательные выводы делать еще рано. В данное время предсказать истинное поведение кометы в период прохождения перигелия особенно трудно. Тем не менее, охотник за кометами имеет осторожность предположить, что небесная странница достигнет яркости, доступной невооруженному не ранее, чем за две или даже одной недели до прохождения перигелия. (Предварительные прогнозы говорили о достижении яркости кометы невооруженным глазом за 25 дней до перигелия. Прим.ред.). Поэтому комета Невского-Новичонка не станет впечатляющим объектом для наблюдений до прохождения перигелия. А сближение с Солнцем для этой кометы может оказаться весьма неприятным и далеко непредсказуемым.

Джон Бортль базирует свои прогнозы на наблюдении кометы в последнее время. Но сейчас комета находится на небесной сфере близко к Солнцу и наблюдения ее весьма затруднены, поэтому известный наблюдатель комет считает, что вопрос о выживании кометы после прохождения перигелия может решиться в сентябре, когда она снова станет доступна наблюдениям.

Но уже сейчас оптимистичные прогнозы делаются на основе наблюдений таких комет, как Икейя-Секи 1965 года (см, например, журнал Небосвод 2 - 2013), которая была видна невооруженным глазом и днем. Комета C/2011 W3 Lovejoy выжила после прохождения перигелия 16 декабря 2011 года, пройдя в 140000 км. от поверхности Солнца, чтобы стать сюрпризом для наблюдателей южного полушария Земли.

Так или иначе, комета ISON превысит в яркости отрицательную звездную величину, поставив ее в ряд с самыми яркими кометами, начиная с 1935 года. Если же комета Невского-Новичонка превысит в максимуме -10 звездную величину, то станет самой яркой среди всех комет этого периода. Однако эта максимальная яркость возможна только в течение нескольких часов, когда комета будет очень близкой к Солнцу и весьма трудной для наблюдений.

Бортль также отметил, что высказанное профессиональными астрономами предположение о будущей яркости кометы сравнимой с полной Луной (-12,5m) было быстро подхвачено прессой с утверждением, что комета должна быть видимой в такой яркости широким массам на дневном небе в конце ноября. Но комета ISON может повторить поведение кометы Когоутека в 1973 году, поэтому окончательные прогнозы можно будет делать только осенью. В июле - августе комета будет скрываться в солнечных лучах, в начале осени станет доступной для наблюдений в профессиональные телескопы, а в первых числах октября пересечет орбиту Марса и достигнет блеска +10m, став доступной для биноклей и небольших телескопов.

Это будет самый интересный период наблюдения кометы, когда все мыслимые и немыслимые прогнозы поведения кометы будут оправдываться или опровергаться. Если ISON переживет перигелий, наилучший вид кометы жители северного полушария Земли увидят 1 декабря на утреннем небе в созвездии Змееносца рядом с Меркурием, Сатурном и тонким серпом старой Луны. Хвост кометы менее прогнозируем, чем ее блеск, но возможно он будет самым запоминающимся в истории этой небесной странницы. Джон Бортль предсказывает 10 15-градусный хвост кометы после прохождения ею перигелия, но окончательно все выяснится в ноябре - декабре нынешнего года.

Захватывающая история с кометой Невского-Новичонка продолжается. Кто окажется прав и какой будет комета до и после перигелия выяснится уже осенью этого года. Но как бы там ни было, хочется отметить, что главное не в том, будет или не будет комета яркой и зрелищной. Главное в том, что кометы открывают наши соотечественники - любители астрономы, т.е. мы с вами, поднимая тем самым престиж астрономии России. Хочется выразить особую благодарность и Виталию и Артему и другим открывателям комет и других небесных тел за их неутомимый труд и преданность астрономии, и пожелать им новых столь же ярких открытий в будущем!

Оперативные сведения о комете можно найти на Астрофоруме в теме C/2012 S1 (ISON) - БОЛЬШАЯ КОМЕТА ИЗ РОССИИ

По материалам сайта Вселенная Сегодня

Will Comet ISON Dazzle our Skies?

Публикации с ключевыми словами: любительская астрономия - невооруженным глазом