Возможные решения проблемы Плутона и "плутонов" Возможные решения проблемы Плутона и "плутонов"
23.08.2006 18:54 | M. E. Brown/Astronet

IAU предложило определение, которое может добавить сотни новых планет в нашу Солнечную систему!

Мишель Е. Браун

(фрагмент статьи)
неформальный перевод М.Е.Прохорова

Краткое введение в проблему Плутона (или 2003 UB313?)

Объект 2003 UB313 (не планета) больше планеты Плутон. И оба этих объекта заметно меньше остальных планет. Если мы начнем классифицировать объекты Солнечной системы непредвзятым образом, то мы придем к единственному возможному заключению: четыре планеты-гиганта – Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун – попадают в одну категорию, планеты земной группы – Меркурий, Венера, Земля и Марс – в свою, а все остальные – в одну или, может быть, несколько других категорий. Сегодня мы не считаем планетой даже самый крупный астероид из главного пояса астероидов Цереру, а также наиболее крупные транс-Нептуновые объекты (из пояса Койпера).

Таким образом, сегодня понятие "планета" обхватывает группы планет-гигантов и землеподобных планет. А вот к Плутону и самым крупным объектам пояса Койпера это понятие прилагается очень неуклюже.

Включение Плутона в список планет существенно снижает научную ценность понятия "планета".
(А еще хотелось бы иметь четкое, научное определение этого понятия, которого на сегодня нет.)

Какие решения проблемы Плутона возможны?

1. Исключить Плутон (8 планет)
  2. Сохранить status quo (9 планет)
  3. Добавить "новичка" (10 планет)
  4. Включить все ледяные шары (53 планеты) <— это рекомендация IAU!
  5. Ничего не делать (и сколько планет тогда????)

I. Исключить Плутон (и 2003 UB313)

Простейшее решение: признать, что в 1930 году, когда Плутон объявили планетой, была сделана ошибка. В Солнечной системе только 8 планет. И тысячи астероидов, и многие тысячи объектов в поясе Койпера. Плутон просто второй по величине объект этого пояса (первый – 2003 UB313). А Церера – самый большой астероид. Всё. Вопрос закрыт.

Но разве можно так поступить с Плутоном? Конечно можем! Эта процедура уже была проделана с Церерой около 150 лет назад. Она была открыта первой в 1801 году и признана планетой! (тогда – 8-й) А в 1802 была открыта Паллада – еще одна планета?! В 1804 Юнона, в 1807 Веста, а потом еще, еще и еще ... Стало ясно, что это не планеты а объекты нового класса, который получил название "астероиды". А 8-й планетой стал Нептун.

И все же хорошо ли "понижать в звании" планету, которую многие успели полюбить? Но если IAU сделает это, то люди постепенно привыкнут к этой идее. А само событие будет наглядным и публичным уроком того, как ученые исправляют свои же ошибки.

Почему (комиссия) IAU не предложила это решение (точнее предложила не это)? Я (M.Brown) думаю, астрономы столь же сентиментальны, как и все остальные люди. Они не могут смириться с тем, что Плутона не будет (среди планет). А еще они не хотят терпеть критику, которая за эти обязательно последует.

II. Сохранить status quo

Мы можем просто сказать: "OK. То, что мы называем планетами сложилось исторически. Вот и будем рассматривать "планеты" как слово, а не как научное понятие." Я не думаю, что кто-нибудь серьезно относиться к этой идее, которая просто носится в воздухе. (От переводчика: а я думаю, что очень многие, особенно не ученые.) Такое определение (списком) – сигнал к тому, что открытия в Солнечной системе закончены, и открытие в ней новой планеты невозможно в принципе! Мы знаем все планеты и это навсегда! Это очень, очень плохой сигнал.

III. Добавить "новичка"

Очень простое решение (близкое к варианту II). Считать, что Плутон – планета, и считать планетами все объекты крупнее, чем он. Сегодня такой объект один – 2003 UB313. И в Солнечной системе станет 10 планет (пока).

Надо ли так поступать? Научного смысла понятию "планета" это не добавит. Давайте зададим вопрос: кого сильнее всего заденет такое решение? Астрономов? Вовсе нет. Сколько бы ни было официальных планет в Солнечной системе – 8, 9, 10 или 53 – астрономы продолжат заниматься своим делом – будут изучать эти планеты, а также остальные тела Солнечной системы (и звезды, и галактики). Просто в научных дискуссиях слово "планета" почти никогда не будет употребляться как термин.

Повлияет ли это на публику? Конечно, и гораздо сильнее, чем на ученых. Уже одно то, сколько времени астрономы потратили на "решение" этой проблемы окажет сильный эффект.

А слово "планета" будет по прежнему широко употребляться публикой. Здесь можно привести очень хорошую аналогию со словом "континент" и геологическим термином "континент". Это слово кажется строгим научным термином, но это не так. Почему Европа считается отдельным континентом? По привычке. Вы никогда не встретите геолога, который бы серьезно обсуждал научный смысл понятия "континент". Они используют более точные и строгие термины: "континентальная кора", "дрейф континентов", "континентальные платформы", но никогда просто "континент".

Астрономы могли бы поучиться у геологов: пусть смысл слова "планета" определяет общество, а астрономы спокойно продолжат заниматься своим делом – наукой.

IV. Включить все ледяные шары в планеты

Именно это определение было выбрано IAU для обсуждения и утверждения. (Сегодня это дает 53 планеты, а завтра – больше.)

Это решение вводит определение планеты на хорошей научной основе. Но при этом в Солнечной системе появляется много планет (и будут появляться еще), поскольку Плутон лежит далеко от нижней границы планет (по размеру и массе).

Это определение считает, что любое достаточно большое тело, принявшее сферическую форму из-за того, что его самогравитация преодолела жесткость и упругость составляющего его вещества, является планетой. Если, конечно, это не спутник другой планеты (Прим. перев.: тут действует более сложное определение).

Почему круглое? Если вы поместите в космосе булыжник, он будем сохранять свою неправильную форму. Если вы расположите рядом еще несколько булыжником, то они образуют кучу, которая тоже будет иметь неправильную форму. Но если вы сложите вместе достаточно много булыжников, то куча начнет сжиматься и приобретет сферическую форму. И, согласно новому определению, такая большая куча будет считаться планетой.

Все десять известных планет – включая Плутон и 2003–UB313 – круглые, т.е. ни одна из известных планет не будет исключена из этого списка.

А насколько крупные объекты окажутся планетами? Астероид Церера – почти точный шар – снова станет планетой, после почти 200-летнего перерыва.

В предложении IAU к планетам отнесены 12 объектов. Но пояс Койпера является местом обитания сотни, а возможно и более, ледяных шаров. Мы не знаем их точного числа, поскольку мы пока не можем точно измерить размеры столь далеких объектов, хотя видим, что они имеют круглую форму. Но если мы посмотрим на ледяные спутники планет-гигантов, то увидим, что все, чей диаметр превышает 400 км, круглые, а все, меньшие 200 км, имеют неправильную форму. Значит граница должна лежать между этих значений. Сегодня мы знаем 44 объекта в поясе Койпера, чьи размеры превышают 400 км (включая Плутон и 2003 UB313). Это дает по крайней мере 8+1+44=53 планеты согласно новому определению, а по мере изучения внешнего пояса астероидов их число может достичь или превысить 100. (Прим.переводчика: Автор относит к планетам только один астероид гласного пояса – Цереру. Но в нем есть еще 3 объекта, чьи размеры больше 400 км: Паллада (532 км), Веста (530 км) и Гигея (407 км), т.о. планет может оказаться 8+4+44=56.)

V. Ничего не делать

При голосовании резолюции члены IAU могут проголосовать против. Что это означает? Мы останемся в том же положении, в каком были, без научного определения планет, но большинство будет считать, что их 9 или 10. Думаю, что результат такого выбора близок к тому, что дает вариант II. Оцениваю вероятность такого исхода в 30%.

(Это частичный перевод, если вас больше интересуют личные оценки автора, то прочтите оригинальную статью или посетите его домашнюю страницу.)
Публикации с ключевыми словами: планеты - номенклатура объектов